На астероиде Рюгу не нашли пыли

Анализ фотографий, полученных спускаемым модулем MASCOT, который в октябре прошлого года работал на поверхности астероида Рюгу, показал, что его поверхность лишена пыли и мелкодисперсного вещества. Это довольно необычно для тела, которое миллионы лет подвергалось космическому выветриванию. Кроме того, вещество астероида очень похоже на метеориты типа углистых хондритов, а сам он действительно мог образоваться при столкновении двух тел с разными составом. Статья опубликована в журнале Science.

Модуль MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout) стал третьим и самым крупным из спускаемых аппаратов, сброшенных с борта межпланетной станции «Хаябуса-2» на поверхность околоземного астероида (162173) Рюгу. Масса модуля, похожего на коробку, составляет 9,6 килограмма, а размеры — 30×30×20 сантиметров. Среди полезной нагрузки аппарата — камера, радиометр, магнитометр и гиперспектральный микроскоп.

В октябре 2018 года MASCOT совершил успешную посадку на поверхность астероида и проработал на ней 17 часов, занимаясь исследованиями состава грунта и его свойств. Все собранные данные были успешно переданы на Землю через орбитальный аппарат.

Данные, собранные станцией, частично подтвердили идею о том, что астероид представляет собой связанную гравитационными силами «кучу щебня», средняя плотность которой составляет 1,2 грамма на кубический сантиметр, и образованную, вероятно, в ходе столкновения двух тел. Не так давно ученые также получили новое доказательство высокой пористости вещества астероида, проанализировав работу радиометра модуля MASCOT.

Теперь же группа планетологов во главе с Ральфом Яуманном (Ralf Jaumann) подвела итоги изучения фотографий, полученных камерой MASCam в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах волн в ходе работы на поверхности Рюгу.

Оказалось, что вещество астероида очень похоже на углеродистые метеориты типа хондритов CI, найденных на Земле: в нем видны яркие включения, похожие на хондры. Валуны на Рюгу достаточно темные и имеют ширину от десяти сантиметров до одного метра, при этом те из них, которые имеют ровные, растрескавшиеся поверхности и острые края, кажутся светлее, чем валуны с более неровной (немного напоминающей цветную капусту) поверхностью.

Два типа пород распределены примерно одинаково по поверхности Рюгу. Предполагается, что это могло быть следствием того, что Рюгу образовался после столкновения двух тел с разным составом, а возникшие обломки в дальнейшем сформировали новое тело. Еще одно объяснение заключается в том, что прародитель астероида мог иметь внутреннее деление на зоны, различавшиеся температурой и давлением, что привело к образованию двух типов пород.

MASCOT подтвердил и другое, ранее высказывавшееся предположение: поверхность Рюгу лишена мелкодисперсного вещества и межпланетной пыли. Это достаточно необычно, так как пыль должна присутствовать из-за бомбардировки астероида микрометеоритами в течение миллиардов лет. Предполагается, что пыль могла улететь в космос из-за крайне низкой гравитации на Рюгу, например, под действием выбросов водяного пара или воздействия электростатических сил, или попасть в полости внутри астероида. В любом случае, отсутствие продукта космического выветривания указывает на сложные геофизические процессы, происходящие на поверхности астероида.

В сентябре 2018 года «Хаябуса-2» десантировала на астероид два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1, которые прыгали по его поверхности и прислали ряд снимков, в том числе кадры движения Солнца по небу над Рюгу.

Астрономы отыскали двух кандидатов в спиральные галактики с полярными кольцами