Астроном-любитель разглядел у кометы Чурюмова — Герасименко спутник

Астроном-любитель смог обнаружить в открытом архиве снимков кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, сделанных аппаратом «Розетта», крупный фрагмент породы, который был поднят с поверхности ядра кометы выбросом, после чего вышел на орбиту вокруг него. Об этом сообщается на сайте Европейского космического агенства.

Межпланетная станция «Розетта», запущенная в 2004 году, проработала на орбите вокруг ядра кометы 67P/Чурюмова — Герасименко два года. За это время она собрала огромное количество данных о структуре кометы, ее коме и изменениях, происходивших с ними в ходе приближения кометы к Солнцу, а также впервые в истории высадила на поверхность кометы зонд. Миссия завершилась 30 сентября 2016 года контролируемой жесткой посадкой на ядро кометы.

За два года бортовые камеры станции передали на Землю несколько десятков тысяч снимков, которые были опубликованы в открытом доступе. На многих из них, полученных при помощи камеры OSIRIS, видно большое количество пылевых частиц, которые попадают в кому в результате выбросов с поверхности ядра кометы. Однако испанскому астрофотографу Жасинту Роджеру (Jacint Roger) удалось обнаружить гораздо более крупный объект вблизи кометы — для этого он изучил серию кадров, полученных 21 октября 2015 года, с расстояния более 400 километров от центра кометы.

Объект, имеющий диаметр около четырех метров, получил название «спутник Чури» (Churymoon) и заинтересовал ученых из команды «Розетты». Анализ имеющихся данных показывает, что он, скорее всего, является крупным обломком, который был поднят с поверхности ядра кометы выбросом, после чего вышел на орбиту вокруг нее и двигался на расстоянии от 2,4 до 3,9 километров от центра кометы вплоть до 23 октября 2015 года. В настоящее время это самое крупное известное тело на орбите вокруг ядра кометы Чурюмова — Герасименко, которое будет предметом дальнейших исследований.

Благодаря «Розетте» астрономы нашли на комете ксенонинейпрекурсоры сахаров, высокомолекулярные органические вещества, необычные скалы, а также молекулярный азот и кислород. Больше о результатах работы аппаратов «Розетта» и «Филы» можно узнать в отдельной теме.

Телескоп TESS отыскал двух долгопериодических экзогигантов у оранжевого карлика