Жившего 19 миллионов лет назад крупнейшего попугая назвали «Неожиданным Гераклом»

Палеонтологи нашли в Новой Зеландии ископаемые остатки нового рода и вида попугаев, живших 16-19 миллионов лет назад, сообщается в Biology Letters. По оценкам исследователей, это были крупнейшие попугаи в истории, их вес достигал семи килограммов, а рост — одного метра. Возможно, они относились к совиным попугаям, но точно ученые этого сказать не могут. Новый таксон назвали «Неожиданным Гераклом», Heracles inexpectatus.

Предположительно (1, 2), семейство попугаеобразных возникло на суперконтиненте Гондвана. Совиные (Strigopinae) и несторовые (Nestorinae) попугаи, эндемики Новой Зеландии, отделились от остальных 82-85 миллионов лет назад, после разделения островов и Гондваны. Остальные попугаевые и какаду разошлись в конце мелового периода, около 74 миллионов лет назад. 60-65 миллионов лет назад появились клады попугаев, ныне обитающих в Южной Америке, Африке, Австралии, Мадагаскаре и остальных частях Старого Света.

По другой версии, основанной на изучении окаменелостей, совиные попугаи отделились от остальных членов семейства около 50 миллионов лет. В этом случае расхождение остальных клад произошло 38-45 миллионов лет назад.

Сейчас в Новой Зеландии, на юго-западе Южного острова обитает единственный вид совиных попугаев, какапо (Strigops habroptila). Это ночные нелетающие птицы, вес которых достигает четырех килограммов, рост — 60 сантиметров. Днем они прячутся в норах или расселинах скал, а ночью кормятся ягодами и соком растений.

В 2008 году палеонтологи обнаружили в местонахождении Сент-Батанс на Южном острове окаменелости левого и правого тибиотарзусов (так называется кость задней конечности птиц, расположенной между бедром и цевкой (костью между голенью и пальцами). Вероятно, ископаемые остатки принадлежали одной птице, очень крупному попугаю, жившему 16-19 миллионов лет назад. По расчетам исследователей, попугай весил около семи килограммов, то есть был вдвое больше какапо, самого крупного современного попугая. Рост птицы был около одного метра, как у самого высокого из современных попугаев, гиацинтового ары. Авторы назвали новый род и вид Heracles inexpectatus, «Неожиданный Геракл». По их мнению, геракл, как и какапо, был нелетающей птицей. Возможно, он относился к совиным попугаям, но пока однозначно это сказать нельзя.

Гераклы жили в субтропическом лесу. «Несомненно он обеспечивал богатый урожай фруктов, важных составляющих рациона геракла, а также попугаев и голубей, которые здесь жили. Но на земле гераклы конкурировали с адзибиллами [крупными нелетающими птицами, похожими на гусей — N+1] и предками моа», — говорит один из авторов исследования, профессор Сьюзанна Хэнд (Suzanne Hand) из Университета Нового Южного Уэльса.

Также возможно, что крупнейшие попугаи не ограничивались фруктами. «У геракла, самого большого попугая в истории, несомненно был массивный клюв, которым он мог открыть, все что ему нравилось. Возможно, он ел не только типичную для попугаев пищу, но и других попугаев тоже», — замечает другой автор статьи, профессор Майк Арчер (Mike Archer).

Несколько лет назад палеонтологи нашли останки современника геракла, попугая, жившего 16-18 миллионов лет назад на острове Ольхон на Байкале. Это был первый случай обнаружения попугаев так далеко на севере.

«Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных»