Самки орангутанов позвали детей в дорогу громким почесыванием

Самки орангутанов с помощью громкого почесывания зовут своих детенышей и сообщают им, что пора перебираться с места на место, говорится в Biology Letters, кратко о статье рассказывает NewScientist. Получается резкий звук, который слышно в пределах 15 метров. По мнению исследователей, обычно молчаливые орангутаны выработали такой сигнал, чтобы не привлекать внимания хищников.

Орангутаны обитают в тропических лесах на островах Суматра и Борнео и практически все время проводят на деревьях. Это наименее социальные среди человекообразных обезьян — взрослые особи почти всю жизнь проводят либо в компании своих детенышей (если взрослая особь — самка), либо в одиночестве. Возможно, поэтому у орангутанов очень долгий период взросления, самки до 8-9 лет не расстаются с детенышами, которых надо подготовить ко взрослой жизни. До двух лет малыш полностью зависит от матери: она носит его, путешествуя по деревьям, кормит и спит с ним в одном гнезде. Потом детеныши становятся более самостоятельными и уже умеют лазать по деревьям, но до 4-5 лет им все равно не хватает сил перебираться с дерева на дерево, поэтому они передвигаются, держа мать за руки или используя ее в качестве моста.

Орангутаны довольно молчаливые обезьяны и чаще общаются жестами. Самцы издают громкие крики, чтобы привлечь самок и показать другим самцам, что территория занята. Особи обоих полов могут издавать горловые звуки или фыркать, а детеныши, когда им больно, тихо хнычут. Всего ученые насчитали у орангутанов 32 звука или вокализации.

Недавно Марлен Фрёлих (Marlen Fröhlich) из Цюрихского университета и ее коллеги обнаружили новый звук, который издавали самки, обращаясь к детенышам — громкое почесывание. Ученые зафиксировали его, изучая орангутанов на Суматре, в Национальном парке Гунунг-Лёсер. Они записали на видео 1457 вокализаций, которые издавали 17 обезьян, в том числе четыре пары самка-детеныш, а также поведение, которое предшествовало вокализации и следовало за ней. Всего они проанализировали 305 часов видеозаписей.

Так как у орангутанов довольно плотная грубая кожа, при почесывании получался ритмичный, резкий звук, который был слышен исследователям на расстоянии 15 метров от обезьян даже в шумном тропическом лесу. Такие звуки издавали матери, незадолго до того, как перейти в другое место. Детеныши реагировали на звук, перебираясь поближе к матери. По словам исследователей, когда самцы или одинокие самки почесывались, приводя себя в порядок, они делали это нерегулярно, реже, чем самки с детенышами, и издавали менее громкие звуки. По мнению авторов, самки общались с детенышами таким образом, чтобы не привлекать внимания хищников и взрослых самцов орангутанов.

Чтобы выяснить, появилась ли новая вокализация в процессе эволюции, или это культурная особенность одной популяции, авторы исследования планируют изучить орангутанов, обитающих в других местах. «Однако я не удивлюсь, если окажется, что они разработали эти "сигналы", так сказать, с нуля, потому что они умны... и они могут сэкономить энергию и время, сказав детям, что пора идти», — говорит Фрёлих.

Ранее приматологи предположили, что орангутаны рассказывают детенышам о том, что видели хищников. Ученые зафиксировали, как через несколько минут после появления на земле и ухода хищника самки, при которых находился детеныш, издавали сигнал тревоги. По мнению исследователей, он предназначался не взрослым сородичам, так как они на него не реагировали. Таким образом самка учила своего детеныша правильно реагировать на опасность.

Назвался груздем