Окаменевшая скорлупа яиц динозавров указала на заботу о кладке

Похоже, заботиться о кладке яиц начали не птицы, а еще динозавры-тероподы, и началось это, как минимум, 80 миллионов лет назад. К такому выводу пришли палеонтологи, которые обнаружили окаменелости 15 кладок яиц, сообщается в Geology, а также в редакционной статье в Nature. Процент вылупившихся птенцов, который ученые оценили по фрагментам скорлупы, был довольно высоким — около 60 процентов. Такой  процент наблюдается у современных крокодилов или птиц, которые заботятся о кладке и защищают ее от хищников.

Коммунальное гнездование характерно для некоторых современных птиц, обычно одного и того же вида. В этом случае птицы устраивают гнезда неподалеку друг от друга. Например, в колониях общественных ткачиков (Philetairus socius) могут устраивать гнезда до 400 пар птиц. Так им легче присматривать за гнездами, а в случае опасности птицы могут поднять тревогу и предупредить соседей. О том что у некоторых видов динозавров встречалось коммунальное гнездование, было известно и ранее. Так, окаменелости совместных кладок динозавров палеонтологи обнаружили в Монголии, в позднемеловой формации Джавклант (Javkhlant). Некоторые рептилии, по-видимому, возвращались к месту гнездования на протяжении многих лет.

Недавно палеонтологи получили косвенные доказательства того, что динозавры, подобно современным птицам или крокодилам, защищали свои гнезда. Дарла Зеленитски (Darla Zelenitsky) из Университета Калгари и ее коллеги из четырех стран обнаружили в формации Джавклант окаменелости как минимум 15 гнезд и более 50 яиц. Ученые датировали их 80 миллионами лет. Часть детенышей уже вылупилась и от их яиц сохранились фрагменты скорлупы. Кладки были сделаны в течение одного сезона, о чем свидетельствовал тонкий слой осадочных пород, который был общим для всех 15 кладок. Часть осадка попала в разбитые яичные скорлупки и заполнила их. Исследователи предположили, что гнезда погибли во время разлива находившейся поблизости реки. Судя по тому, что часть яиц сохранились не разбитыми, наводнение было небольшим.

По внутренней и внешней текстуре яиц и толщине скорлупы ученые предположили, что гнезда устроили динозавры-тероподы — большая группа рептилий, к которой относились тираннозавры, цератопсы и овирапторы. По количеству фрагментов скорлупы ученые оценили процент вылупившихся детенышей. Он оказался довольно высоким — около 60 процентов. Примерно столько детенышей появляется у современных птиц и крокодилов, которые заботятся о гнездах и отгоняют от них хищников. Авторы предположили, что, вероятно, устроившие кладки тероподы тоже заботились о них. Если это действительно так, значит защитное поведение сначала появилось у оперенных динозавров, и позволило им увеличить шансы потомства на выживание.

Возможно, тероподы действительно заботились о своих гнездах, соглашается палеонтолог Дэниел Барта (Daniel Barta) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который не участвовал в исследовании. Но стоит принять во внимание, что разбитые хищниками яица выглядят очень похоже на те, из которых вылупились детеныши.

Найденные кладки, по-видимому, принадлежали не очень крупным динозаврам, диаметр яиц в них достигал 10-15 сантиметров (для сравнения диаметр страусиных яиц — 12-15 сантиметров), и по-видимому, они насиживали их. А недавно палеонтологи нашли гнездо крупных динозавров и по его структуре предположили, как крупные динозавры согревали кладку, при этом не разбивая и не раздавливая яйца. Вероятно, они складывали яйца по периметру большого гнезда, а сами садились в центр и согревали их боками или конечностями.

«Фанкового червя» назвали древнейшей червягой