Сталкивающиеся ударные волны нагрели плазму в джетах микроквазара SS 433

Астрономы при помощи обсерватории ALMA получили изображение джетов, выбрасываемых знаменитым микроквазаром SS 433. Телескопу удалось рассмотреть структуру выбросов, благодаря чему удалось проверить их компьютерные модели, а также установить, что за дополнительный нагрев плазмы в них ответственны сталкивающиеся ударные волны, сообщается на сайте Европейской Южной обсерватории.

Затменная рентгеновская двойная система SS 433 является одним из наиболее интересных астрофизических объектов. Она находится в остатке сверхновой W50, вспыхнувшей около десяти тысяч лет назад, и расположена на расстоянии 18 тысяч световых лет от Солнца в созвездии Орла. Это первый открытый микроквазар в истории, система представляет собой пару из массивной ОВ-звезды и компактного объекта, который, скорее всего, является черной дырой, образовавшейся при взрыве сверхновой. Период обращения объектов вокруг общего центра масс составляет 13,1 дня. В системе идет активный переход вещества звезды в горячий аккреционный диск, окружающий черную дыру.

Уникальность системы заключается в подвижных сильных эмиссионных линиях водорода и гелия в оптическом спектре SS 433, смещение которых за 163 дня достигает величины около тысячи ангстрем, что является огромным значением. Подобный эффект возникает из-за двух разнонаправленных релятивистских струй (джетов), скорость движения плазмы в которых достигает 27 процентов от скорости света. Сами джеты крайне узкие и имеют неравномерную структуру, в которой прослеживаются узлы, а температура вещества в них варьируется от 104  до 10кельвин.

Новые наблюдения за объектом велись при помощи системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), которая впервые изучала микроквазар в субмиллиметровом диапазоне. Астрономы смогли увидеть джеты, искривленная форма которых есть результат прецессии — струи медленно поворачиваются вокруг своей оси. Размер в поперечнике обоих джетов превосходит размер Солнечной системы примерно в пять тысяч раз. Сравнение данных, полученных ALMA, с данными, собранными в прошлом году в рамках проекта Global Jet Watch, позволило более точно предсказать траектории частиц в джетах и их формы, а также выяснить, что за нагрев плазмы в удаленных от центра системы областях джетов ответственны сталкивающиеся ударные волны.

Ранее мы рассказывали о том, как качающийся джет указал на вращение пространства-времени, как астрономы заглянули в «колыбель» джета вблизи черной дыры и каким образом проект «Радиоастрон» получил рекордно четкое изображение релятивистского джета блазара.

Сатурн в оппозиции