Антидепрессанты снизили восприимчивость к чужой боли

Способность к эмпатии не пропадает при депрессии, но умение сопереживать чужой боли может нарушиться при приеме антидепрессантов. Это выяснили австрийские ученые, которые исследовали, как пациенты с депрессией реагируют на выражение боли другими до и после медикаментозного лечения. Результаты исследования приводятся в статье, опубликованной в Translational Psychiatry.

Способность правильно определять и реагировать на эмоции окружающих (эмпатия) развивается в самом раннем возрасте и сильно зависит от взаимодействия ребенка с собственной социальной средой. При этом эмпатичность человека может зависеть и от других факторов: например, анатомических особенностей головного мозга, а также генетической предрасположенности к различным психическим заболеваниям.

Что касается связи между психическими заболеваниями и эмпатией, то способность к последней может снизиться при депрессии — когда нарушается способность к аффекту, то есть переживанию эмоций: как своих, так и окружающих. При этом существующие на данный момент исследования приходят к противоречивым выводам из-за разных факторов: метода измерений, отсутствия разнообразия выборки, а также исключения лечения депрессии как реальной причины снижения эмпатии.

Разобраться в этом вопросе подробнее решили ученые под руководством Маркуса Рютгена (Markus Rütgen) из Венского университета. В их исследовании поучаствовали 29 пациентов, которым был поставлен диагноз «больше депрессивное расстройство» и назначено трехмесячное классическое медикаментозное лечение — прием селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Дважды — до и после лечения — участники приняли участие в фМРТ-эксперименте. Вместе с ними в исследовании также поучаствовали 35 людей без депрессии — их использовали в качестве контрольной группы.

Во время эксперимента участникам показывали короткие видео человека в наушниках, который, как сообщили экспериментаторы участникам, страдал от тиннитуса. Наушники ему требовались для лечения: через них человек на видео слушал резкие громкие звуки. Участникам сообщили, что чем неприятнее звуки для человека на видео, тем эффективнее лечение, после чего попросили их оценить, насколько неприятным было лечение и насколько им — самим участникам — было неприятно наблюдать за человеком на видео. Таким образом ученые измерили два компонента эмпатии: когнитивный (объективная оценка чужого состояния) и аффективный (способность сопереживать и разделять эмоции).

Результаты измерений показали, что после окончания лечения у участников с депрессией наблюдалось снижение аффективной составляющей эмпатии — они сообщали о меньшем дискомфорте при виде чужой боли, чем до лечения и в сравнении с показателями контрольной группы. При этом показатели когнитивной эмпатии между участниками из экспериментальной и контрольной группы, а также до и после лечения экспериментальной группы не изменились. При этом до начала лечения не было значимой разницы в показателях эмпатии между экспериментальной и контрольной группой.

С помощью эксперимента с неприятным электрическим шоком, который ученые также провели до и после лечения, они показали, что восприимчивость к собственной боли не изменилась. Что касается биомаркеров пониженной эмпатии, то ученые обнаружили пониженную функциональную связность между предклиньем, которое отвечает за способность к когнитивной эмпатии, и островковой долей, от работы которой зависит эмпатия аффективная.

Ученым, таким образом, удалось собрать данные, которые могут опровергнуть снижение эмпатии при депрессии — для подтверждения этого необходимо провести дополнительные исследования. При этом ученые показали, что на способность к эмпатии — но только аффективной, той, которая отвечает за сопереживание, — скорее может измениться из-за приема антидепрессантов.

Осенью американские ученые выяснили, что наличие признаков, характерных для расстройства аутистического спектра, коррелирует с низкой способностью к эмпатии и высокой — к систематизации информации. При этом такие показатели также считают более «маскулинными» особенностями мышления.

Пожилые любители игр-головоломок отличились хорошей рабочей памятью