Российские археологи нашли в Иерихоне мастерскую по производству керамики

Российские археологи нашли в Иерихоне комплекс построек: мастерскую по производству керамики и, вероятно, монастырь, говорится в пресс-релизе Института археологии РАН, поступившем в редакцию N+1. Предположительно, оба здания существовали в византийский период, а мастерская — еще и в раннее исламское время.

Иерихон расположен на западном берегу реки Иордан, это один из древнейших (возможно, самый древний) непрерывно заселенных городов на планете. Поселение на холме Тель-Султан, который находится в двух километрах от центра современного Иерихона, существовало еще в X тысячелетии до нашей эры. Позднее здесь постоянно жили люди; археологи нашли более 20 поселений, от неолитических до мусульманских.

В конце XIX века Императорское православное палестинское общество приобрело участок земли в одном из поселений, остававшихся в то время на месте Иерихона, в арабской деревне Эр-Риха. На участке были руины средневековых зданий и византийские мозаики, а в 1891 году археологи провели здесь первые раскопки; позднее их пришлось прервать более чем на 100 лет. В 2008 году Палестинская администрация вернула участок земли в собственность Российской Федерации. В 2010–2013 годах сотрудники Иерихонской российско-палестинской археологической экспедиции Института Археологии РАН под руководством Леонида Беляева проводили здесь раскопки и обнаружили остатки зданий, построенных в конце V-VIII веках, однако из-за недостатка финансирования исследования пришлось заморозить.

Археологические работы начались снова в 2019 году. Исследователи обнаружили жилой комплекс, по-видимому, представлявший собой дворец или монастырь, комнаты которого были вымощены цветной и белой мозаикой. Под кладкой были стены более раннего здания, сооруженного из сырцовых кирпичей и оштукатуренного. Возможно, оно было построено в римский период. Фасад здания украшала колоннада. Судя по найденным фрагментам светильников византийской эпохи с христианской символикой, в V–VII веках здесь существовал монастырь или здание религиозного назначения.

«Мы убедились, что под памятником, который относится к поздневизантийскому периоду,  есть  другой — с хорошими широкими стенами из сырцового кирпича. Вероятно, это монастырская или усадебная постройка. Возможно, участок был застроен уже в римское время, но эта версия требует дальнейших исследований: многочисленные находки монет первых веков нашей эры однозначно свидетельствуют, что жизнь здесь в римское время была, но кроме монет и каменных сосудов ничего «римского» в слоях пока не найдено. В любом случае, перед нами возникает теперь более сложная и яркая картина той Палестины, которая наиболее интересна: эпохи возникновения христианства, ранней Византии, раннего ислама — тех периодов, которые исключительно важны для нашей культуры», — объясняет руководитель экспедиции Леонид Беляев.

Другой комплекс построек представлял собой мастерскую по производству керамики, которая существовала как в византийскую эпоху, так и в раннюю мусульманскую. Археологи нашли здесь систему цистерн и водопроводов, ямы для мусора и бракованных изделий. Ученые датировали два горна для обжига керамики византийским периодом, и еще один, сооруженный над ними — эпохой династии Омейядов.

Несколько лет назад ученые реконструировали внешность обладателя «Иерихонского черепа» — мужчины, жившего около 9300 лет назад. Эта скульптура, выполненная из настоящего черепа, гипса, раковин моллюсков и грунта, по-видимому, принадлежала жителю города, занимавшему высокое положение в обществе.

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича