Генетический анализ указал на возможность смешанного состава армий крестоносцев

В армиях крестоносцев могли быть не только европейцы, но и выходцы с Ближнего Востока, и люди со смешанным происхождением, говорится в The American Journal of Human Genetics. К такому выводу пришли генетики, проанализировав ДНК из останков людей, похороненных на кладбище крестоносцев в ливанском Сидоне. Авторы, однако, отмечают, что такой же результат мог получиться, если в могиле просто похоронили вместе убитых в битве крестоносцев и арабов, не различая своих и вражеских воинов.

Крестовые походы в Палестину продолжались почти двести лет, с конца XI до конца XIII века. В это время сотни тысяч европейцев появлялись на Ближнем Востоке, чтобы участвовать в походах и поселиться в только что основанных государствах. Местных жителей либо сгоняли с захваченных территорий, либо как-то с ними уживались.

В одном из своих предыдущих исследований генетики из Великобритании и Ливана под руководством Криса Тайлера-Смита (Chris Tyler-Smith) из Института Сэнгера показали, что среди современных жителей Ливана распространена Y-хромосомная гаплогруппа R1b, которая наиболее часто встречается в Западной Европе. Тогда исследователи предположили, что ливанские мужчины унаследовали ее от крестоносцев. Однако, когда ученые проанализировали ядерные геномы жителей Ливана, оказалось, что они генетически похожи на древних жителей Восточного Средиземноморья и кочевников из восточно-европейских степей.

В новой работе британские и ливанские ученые решили выяснить, похожи ли современные и средневековые жители Ближнего Востока, и что изменилось после крестовых походов. Для этого они исследовали останки крестоносцев из средневекового кладбища в городе Сидоне на юге Ливана. Во времена крестовых походов он был важным форпостом Иерусалимского королевства и местом сражений между крестоносцами и арабами. Во время археологических раскопок здесь нашли коллективное захоронение, а в нем останки не меньше 25 человек. Их датировали 1025-1283 годами, но судя по найденным вместе с костями артефактам, люди погибли в XIII веке во время одной из битв.

Исследователи отсеквенировали митохондриальный и ядерный геномы девяти крестоносцев и, для сравнения, четырех человек, живших в Сидоне до появления крестоносцев, в III-VII веках. Также в качестве референтных ученые проанализировали геномы 600 древних и 3171 современных жителей планеты.

Оказалось, что среди крестоносцев были не только европейцы, но и выходцы с Ближнего Востока, а также люди со смешанным происхождением. Ученые объяснили это либо тем, что умерших в битве крестоносцев и арабов похоронили в одной могиле, либо, что в армии крестоносцев были и местные жители, и всех погибших, независимо от происхождения, хоронили вместе.

В то же время, жители города в первых веках нашей эры были генетически похожи на современных жителей Ливана и средневековых выходцев с Ближнего Востока. «Если вы посмотрите на генетику людей, живших [на территории Ливана] в римский период, и на людей, живущих там сегодня, вы подумаете, что здесь была прямая преемственность. Вы бы подумали, что между римским периодом и современностью ничего не произошло, и пропустили бы период, когда в Ливане жили европейцы и люди со смешанным происхождением», — говорит ведущий автор исследования Марк Хабер (Marc Haber) из Института Сэнгера.

«Наши результаты показывают, что стоит смотреть на древнюю ДНК даже из того времени, когда кажется, что генетически происходило не так много. В нашей истории может быть много таких кратковременных генетических смешиваний, которые [впоследствии] исчезают без следа», — добавляет Тайлер-Смит.

Первый крестовый поход, с которого все началось, был организован по решению папы Урбана II после того, как византийский император попросил помощи по защите Анатолии от турок-сельджуков. Во время похода, в 1099 году, крестоносцы завоевали Иерусалим. Подробнее о Первом крестовом походе рассказывается в одном из выпусков «Лимба».

Ген голого землекопа продлил жизнь мышей и защитил их от рака