Метаанализ указал на небольшое влияние улыбки на настроение

Американские ученые с помощью метаанализа 138 исследований проверили гипотезу мимической обратной связи, в соответствии с которой эмоциональная мимика может влиять на соответствующие эмоции. Им удалось найти эффект, но очень слабый. Статья опубликована в журнале Psychological Bulletin.

Согласно гипотезе мимической обратной связи (facial feedback) эмоциональная мимика влияет на соответствующие эмоции даже в том случае, если она вызвана искусственно: у человека может подняться настроение, если он улыбнется. Наиболее значимым исследованием, посвященному изучению этой темы, считается работа, проведенная в 1988 году немецкими учеными: тогда они просили участников держать ручку в зубах или губах, тем самым заставляя их использовать мышцы, вовлеченные в эмоционально разную мимику, и оценивали их реакцию на шутки. Эксперименты позволили ученым выявить значимую положительную корреляцию, в соответствии с которой гипотеза мимической обратной связи ими подтвердилась.

Результаты последующий работ были неоднозначными. В 2016 году ученые попытались и не смогли воспроизвести результаты подобных экспериментов, включая и тот, который был проведен в 1988 году: указать на наличие мимической обратной связи им не удалось. В новой работе психологи под руководством Николаса Колза (Nicholas Coles) из Университета Теннесси решили систематизировать результаты всех известных работ с помощью метаанализа: всего им удалось собрать 138 исследований, описанных в 98 работах, в которых суммарно приняли участие больше 11 тысяч человек.

Ученые рассмотрели 286 величин эффекта (effect size), которые во включенных в метаанализ работах указывают на связь между манипулированием эмоциональной мимикой и последующей эмоциональной реакцией. Для того, чтобы рассмотреть взаимосвязь подробнее, исследователи также проследили за тем, как на результат влияли различные независимые переменные: присутствие стимула и его вид, тип вызываемой эмоции и другие.

Средняя величина эффекта (здесь выражена параметром Cohen's d и рассчитывается через отношение среднего к стандартному отклонению) равнялась 0,2: это означает, что влияние манипуляции эмоциональной мимикой на эмоции достаточно слабое. При этом величина эффекта сильно зависела от переменных, которые учитывались при анализе. Например, взаимосвязь была сильнее, если в эксперименте отсутствовал эмоциональный стимул (то есть участники сами сообщали о своем настроении, а не оценивали, например, шутку), а вот знание участников о целях эксперимента на величину эффекта никак не влияло. Также значимым оказался тип стимула, который вызывал эмоцию (если он присутствовал): взаимосвязь была сильнее при использовании эмоционально окрашенных предложений, а не картинок.

Автор работы, таким образом, пришли к выводу, что связь между эмоциональной мимикой и соответствующими эмоциями присутствует, но при этом является очень слабой. Кроме того, сила такой взаимосвязи во многом зависит от факторов, которые учитывались в эксперименте.

Об особенностях метаанализа как научного метода, а также его плюсах и минусах вы можете прочитать в нашем блоге.

Популярность позитивной музыки возросла при потеплении и снизилась в дождь