Конкуренция и нестабильность вызвали стресс у самцов шимпанзе

Уровень стресса у всех самцов шимпанзе в группе растет во времена социальной нестабильности и конкуренции за доминантное положение и внимание самок, причем это происходит независимо от занимаемого в иерархии положения и несмотря на то, что уровень агрессии самцов в такие периоды снижается. Исследование об этом опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Высокий внутригрупповой статус у социальных животных обычно связан с выгодами для здоровья, продолжительности жизни и шансов оставить потомство: как правило, это вызвано тем, что особи на разных ступенях иерархии подвержены разным рискам и стрессам. Например, подчиненные сурикаты вынуждены постоянно рисковать жизнью, покидая группу в поисках возможностей для размножения, и за счет этого сурикаты-лидеры в среднем живут существенно дольше. При этом те же доминантные сурикаты быстрее стареют, что ученые объясняют рождением и воспитанием детенышей и защитой своего положения.

Анна Пряйс (Anna Preis) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Германии и ее коллеги решили выяснить, насколько затратно занятие и удержание доминантного положения в группе для самцов шимпанзе. Исследователи работали с двумя группами шимпанзе в национальном парке Таи в Кот-д'Ивуаре: на протяжении нескольких месяцев они собирали образцы мочи самцов и следили за поведением особей в каждой группе, в том числе оценивая положение самцов в иерархии по общению животных между собой.

«Мы исследовали два контекста, в которых растет социальная нестабильность — конкуренция за статус и за самок. И там, и там мы обнаружили одну и ту же закономерность: все самцы, независимо от ранга, испытывали более высокий уровень стресса в периоды с высокой конкуренцией между собой, а частота и интенсивность проявлений агрессии были выше в периоды с низкой конкуренцией», — сказала Пряйс, чьи слова цитирует пресс-служба института.

Ученые выяснили, что уровень кортизола в моче у всех самцов в нестабильные периоды был выше, чем в стабильные, а агрессия к сородичам — напротив, ниже. Они отмечают, что, в отличие от предыдущего исследования в другой популяции шимпанзе, в данном случае им не удалось найти корреляцию между рангом животного в популяции и уровнем кортизола — это означает, во-первых, что само по себе поддержание текущего статуса не служит источником стресса для доминантных самцов, а во-вторых, что времена неопределенности внутри группы подвергают стрессу сразу всех самцов в ней.

При этом причиной стресса не могла быть открытая агрессия, потому что ее проявления в нестабильные периоды снижались. Авторы связывают это с тем, что при высоком риске эскалации ситуации, когда отношения в группе неопределенные, самцы избегали агрессии, чтобы снизить риск увечий и не подвергать всю группу дополнительному риску в случае столкновения с другой враждебной группой (шимпанзе, отличающиеся территориальностью, коллективно защищают «свое» место от посторонних).

В начале марта мы писали о том, что поведение шимпанзе меняется в зависимости от того, насколько близко они обитают к людям: европейские ученые изучили данные о 144 группах шимпанзе на территории Африки и выяснили, что поведение животных отличалось меньшим разнообразием в близости к человеку. Авторы этого исследования, в частности, отмечали, что присутствие человека не только сокращает разнообразие моделей поведения шимпанзе, но и влияет на их культурное развитие и особенности. На публикацию откликнулся один из наших читателей, который рассказал, можно ли вообще употреблять слово «культура» по отношению к кому-то, кроме людей.

«Кишечник и мозг»