Ученые нашли следы цунами от падения «динозаврового» астероида

Ученые обнаружили в американском штате Северная Дакота следы гигантской волны цунами, вызванной падением крупного астероида в трех тысячах километрах к югу, на полуострове Юкатан. Это событие, произошедшее 65 миллионов лет назад, стало причиной массового вымирания, в результате которого на рубеже мела и палеогена с лица Земли исчезли динозавры и многие другие морские и наземные животные. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Причиной мел-палеогенового вымирания большинство ученых считает падение астероида размером около 10 километров, после которого возник кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан. Последствия этого события достаточно хорошо изучены по многочисленным свидетельствам, зафиксированным в геологической летописи, но как развивались события непосредственно после астероидного удара, до сих пор было не вполне ясно. Частично этот пробел восполняют результаты исследования, которое провела группа ученых из США, Великобритании, Нидерландов и Бельгии во главе с Робертом ДеПальма (Robert DePalma) из университета Канзаса.

В осадочной формации Хелл-Крик (Hell Creek) на севере США (штаты Монтана и Северная Дакота), известной большим количеством найденных здесь остатков динозавров, авторы статьи обнаружили весьма специфический слой, образовавшийся непосредственно после импактного события. Судя по всему, материал этого слоя был принесен волной цунами, вызванной сейсмическим воздействием астероидного удара. Подтверждением цунамигенного происхождения являются не только геологическое положение самого слоя, перекрывающего глубоко врезанные речные русла, но и особенности его литологии (смесь морских и наземных отложений), присутствие в составе пород характерных импактных сферолитов, а также обнаруженное массовое захоронение осетрообразных рыб, все тела которых ориентированы в одном направлении. В жабрах рыб ученые также обнаружили застрявшие сферолиты.

Сверху описываемый слой перекрыт знаменитым «иридиевым» слоем (глины с повышенным содержанием иридия и тектитами), на глобальном уровне фиксирующим осаждение мелкозернистых продуктов импактного события. Это значит, что цунами возникло в первые часы после падения астероида, еще до того, как начала оседать пыль, содержащая обогащенные иридием мелкие частицы взорвавшегося небесного тела.

Это вполне согласуется с результатами моделирования, согласно которым мощные сейсмические волны, порожденные ударным событием с интенсивностью 10–11 у полуострова Юкатан, менее чем за час должны достичь побережья Северной Америки и вызвать появление стоячих волн сейши, приводящих к образованию цунами.

Понимание последовательности событий, связанных с крупными импактными событиями, весьма важно для понимания последующих изменений, которые вносили эти события в геологическую и биологическую эволюцию Земли. Теперь ясно, что самым первым результатом воздействия Чиксулубского астероида на все природные системы была сильнейшая ударная волна, вызвавшая мощное цунами, накрывшее своими волнами половину Североамериканского континента.

Ранее американские, британские и шведские биологи показали, что падение астероида Чиксулуб 65 миллионов лет назад привело к массовым лесным пожарам, а вместе с деревьями погибли и птицы, гнездившиеся на деревьях.

Владислав Стрекопытов