Мозг угадал возраст и пол еще до идентификации человека

При распознавании лица мозг определяет примерный возраст и пол человека еще до того, как идентифицирует его, сообщается в статье, опубликованной в Nature Communications. С помощью эксперимента с использованием магнитоэнцефалографии американским ученым удалось выявить динамику определения отдельных признаков человеческого лица относительно времени. Они также показали, что паттерн активности мозга при взгляде на человека, лицо которого незнакомо, немного отличается.

Внешность человека несет в себе множество различных показателей, которые помогают нам его оценить: по выражению лица, к примеру, мы можем примерно понять, что человек чувствует. Есть также и более тривиальные признаки, которые можно оценить внешне. В первую очередь это касается пола и возраста: в течение жизни мы собираем, храним и используем информацию о том, как выглядит среднестатистические женщина и мужчина, а рост, наличие морщин на лице и цвет волос дают нам примерно оценить и их возраст.

До сих пор, однако, не было ясно, как определение этих показателей распределено во времени. Например, неясно, что человек определяет быстрее: пол или примерный возраст. Ученые под руководством Нэнси Кэнвишер (Nancy Kanwisher) из Массачусетского технологического университета решили изучить этот вопрос подробнее.

В их эксперименте приняли участие 16 добровольцев, которым показывали лица десяти известных (американских) и не очень известных (немецких) знаменитостей разного пола и возраста. Активность мозга участников исследователи измеряли с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ) — метода, который позволяет визуализировать активность мозга с высоким пространственным и временным разрешением.

С помощью анализа сходств ученые выявили активность мозга, которая характера для каждого из рассматриваемых параметров: пола, возраста и личности человека на фотографии. Далее ученые рассмотрели временные рамки, в которые эта информация начинает обрабатываться мозгом. Так, через 60 миллисекунд после предъявления стимула мозг реагирует на возраст, через 72 миллисекунды — на пол, а через 90 уже может идентифицировать лицо. Таким образом, показали ученые, информация о поле и возрасте обрабатывается мозгом раньше всего — получается, еще до того, как человек поймет, кто перед ним. При этом активность, характерная для мозга в процессе того, как он определяет, знает он человек или нет, появлялась позже всего — примерно через 400 миллисекунд. Активность, характерная для определения пола и возраста, была заметна и при обработке незнакомых лиц, но анализа личности при этом не происходило. Из-за этого пол и возраст определялся чуть дольше: при показе незнакомых лиц для них была характерна более длительная активность, хотя ее начало по временным рамкам было схожим.

Следует уточнить, что в этом исследовании за определение личности ученые считали начало анализа всех черт лица вообще и формирования общей картины, в то время как знакомство с лицом определялось активностью, характерной для, к примеру, лица Скарлетт Йохансон.

Ученые, таким образом, показали, что определение пола и возраста — двух биологических показателей — начинается раньше при обработке лиц даже в том случае, когда лицо знакомо. Это означает то, что определение пола и возраста лиц, которые хорошо знакомы, — процесс не нисходящий: то есть пол и возраст не следуют из личности, а скорее находятся отдельно, определяя ее. При этом то, что личность известна человеку, помогает мозгу определять эти факторы, делая процесс намного более быстрым.

Исследователи часто обращаются к вопросам обработки лиц других людей. В декабре, к примеру, американские психологи выяснили, что при повороте лица люди предпочитают смотреть на тот глаз, который оказывается сверху.

Ответственное родительство связали с успехами детей в инженерии и математике