ОИЯИ запустил «фабрику сверхтяжелых элементов»

Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) официально запустил новый циклотрон ДЦ-280, который ученые называют «фабрикой сверхтяжелых элементов». Первые эксперименты на новом ускорительном комплексе запланированы на второй квартал 2019 года, сообщили N+1 в пресс-службе института.

Лаборатория ядерных реакций имени Флёрова ОИЯИ с момента своего основания синтезирует новые химические элементы: за последние 20 лет там были открыты пять новых сверхтяжелых элементов, завершающих седьмой период таблицы Менделеева: 114 (флеровий), 115 (московий), 116 (ливерморий), 117 (теннессин) и 118 (оганесон). Как отмечают в ОИЯИ, для синтеза более тяжелых элементов (номера 119 и 120) и детального изучения ядерных и химических свойств уже известных элементов нужно «в десятки раз повысить эффективность проводимых экспериментов».

Для этого в ОИЯИ создали «фабрику сверхтяжелых элементов», состоящую из современного экспериментального корпуса, оснащенного инженерными системами для обеспечения работ с высокорадиоактивными веществами, нового ускорительного комплекса ДЦ-280 и новых сепараторов.

Заместитель директора Лаборатории ядерных реакций Андрей Попеко рассказал N+1, что в создании ДЦ-280 в ОИЯИ «пошли по пути специализации ускорителей». «Вот этот [ДЦ-280] специализирован для слияния ядер средней массы — кальций, хром, железо, цинк, ничего другого от него не надо, но он будет это делать хорошо, с очень большой интенсивностью», — сказал ученый.

Он также отметил, что экспериментальный зал, в отличие от других экспериментальных залов лаборатории, построен по более жестким требованиям II класса радиационной безопасности. По словам Попеко, тестовой реакцией для ускорителя может быть реакция синтеза московия из америция-243 и кальция-48 — на примере этой хорошо изученной на ускорителе У-400 реакции можно будет показать, насколько лучше работает ДЦ-280.

Попробовать создать собственный сверхтяжелый элемент и больше узнать об их синтезе можно с помощью нашей игры «Алхимии отцовой пережитки».

Трещина от растяжения пробежала по гиперупругому материалу быстрее скорости Рэлея