ВОЗ предложила создать глобальный реестр экспериментов по редактированию людей

Новая экспертная группа Всемирной организации здравоохранения по медицинскому редактированию генома человека, в том числе человеческих эмбрионов, рекомендовала создать единый глобальный реестр таких экспериментов. Группа, однако, не поддержала призыв к мораторию на них, недавно опубликованный ведущими специалистами по генетике, в том числе создателями методики CRISPR/Cas, в журнале Nature. О выводах по итогам первой встречи группы рассказывает пресс-служба организации.

Экспертную группу ВОЗ создала в связи с ситуацией с первыми в мире CRISPR-детьми, о рождении которых в конце прошлого года заявил китайский ученый Цзянькуй Хэ. Китайские власти в январе сообщили о предварительных итогах расследования работы Хэ, подтвердив не только существование близняшек Лулу и Наны, но и еще одну беременность участницы эксперимента, а позднее опубликовали проект методических указаний, регламентирующих эксперименты по генетическому редактированию и другим биомедицинским технологиям.

Прежде всего экспертный комитет из 18 ученых и специалистов по биоэтике заключил, что на данный момент «безответственно переходить к клиническим приложениям редактирования генома клеток зародышевой линии человека». В качестве ключевых принципов регулирования этой сферы исследований группа предложила прозрачность, инклюзивность и ответственность.

В частности, в соответствии с этими принципами эксперты рекомендовали ВОЗ немедленно начать работу по созданию единого реестра экспериментов по редактированию генома человека, чтобы создать «открытую и прозрачную базу данных о работе, которая ведется уже сегодня». Всех руководителей таких экспериментов группа пригласила к диалогу.

Вместе с тем, группа не поддержала идею временного пятилетнего моратория на использование генетического редактирования жизнеспособных человеческих эмбрионов для рождения CRISPR-людей, к которому недавно призвали ученые из семи стран, в том числе одни из разработчиков технологии редактирования генома CRISPR/Cas Фэн Чжан и Эммануэль Шарпентье. Журнал Science цитирует сопредседателя группы Маргарет Гамбург, которая заявила, что «расплывчатый мораторий — это не ответ на вопрос о том, что надо сделать». По ее словам, вместо моратория в следующие полтора года комитет разработает глобальные стандарты для подобных экспериментов.

Она не уточнила, кто должен управлять реестром, в который, по задумке экспертов, помимо работ с клетками зародышевой линии должны войти и эксперименты с редактированием соматических клеток. Эксперты считают, что такой реестр мог бы наполняться за счет требований издателей научных журналов и фондов и агентств, финансирующих исследования, обязательно регистрировать исследования перед выходом статьи или получением гранта.

Окончательное решение по рекомендациям экспертной группы примет генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.

Подробнее о проекте Хэ и о том, чего нам ждать от такой генетической революции, читайте в нашем материале «Исправленная редакция».

Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности