Миграцию в Австралию проследили по следам вируса гепатита В

Генетики проследили за миграцией древних людей в Австралию по распространению уникальной разновидности вируса гепатита В, которая встречается только у австралийских аборигенов и жителей Меланезии. Как сообщается в Molecular Biology and Evolution, судя по распространению вируса, люди появились на континенте более 51 тысячи лет назад с острова Тимор, а возникла уникальная разновидность вируса в Сундаланде, на территории Юго-Восточной Азии.

Согласно теории, принятой многими учеными, люди современного типа покинули Африку около 70–75 тысяч лет назад. Часть из них двигалась вдоль южного побережья Аравийского полуострова, а затем через Южную и Юго-Восточную Азию. В конце концов, 50–65 тысяч лет назад они достигли Австралии. В это время уровень океана был ниже, чем сейчас, и континентальные шельфы на Юго-Востоке Азии и на севере Австралии были продолжением континента. Поэтому представители веддо-австралоидной расы смогли расселиться по Океании и дойти до Австралии. Меланезию (группа островов Океании, в состав которой входит Новая Гвинея) люди заселили в два приема, около 40–45 тысяч лет назад, и 3–10 тысяч лет назад.

Вирус гепатита В вызывает как хроническую болезнь, так и острую ее форму, а также может привести к циррозу и раку печени. По оценке ВОЗ, в 2018 году 257 миллионов человек по всему миру были заражены этим патогеном. Гепатит В может передаваться половым путем, в результате переливания крови, а также от матери к ребенку. Предположительно, вирус гепатита В эволюционировал во время миграции людей современного типа из Африки. Сейчас существует десять генотипов, разделенных по географии, и множество субгенотипов. В частности, у коренных австралийцев встречаются генотипы В и С, а вирус в основном передается от матери к ребенку. А субгенотипы C4 и С3 встречаются исключительно у австралийских аборигенов, проживающих на севере континента, жителей Меланезии и обитателей юго-запада Полинезии.

Австралийские медики и биологи под руководством Стивена Локарнини (Stephen Locarnini) из института имени Доэрти в Мельбурне предположили, что анализ генома субгенотипов С3 и С4 вируса гепатита В может рассказать о миграциях древних людей и о том, когда и каким путем они попали в Австралию. Исследователи проанализировали 59 геномов С4 (35 опубликованных ранее и 24 секвенировали сами) и шесть геномов С3 субгенотипов вируса. В качестве референтных авторы взяли 228 геномов вируса всех десяти человеческих генотипов и 169 геномов вирусов гепатита В разных приматов.

Анализ показал, что предок субгенотипа С4 возник более 59 тысяч лет назад, предположительно, в районе Сундаланда, на юго-востоке Азии. Сейчас в эту область включают острова Борнео, Суматру и Яву и соседние более мелкие острова, а 60 тысяч лет назад это было продолжение Юго-Восточной Азии. Около 51 тысячи лет назад (или раньше) предок современного субгенотипа С4 появился на севере Австралии. Предположительно, его принесли люди, которые пришли на континент с острова Тимор. Субгенотип С3 тоже, по-видимому, возник в Сундаланде (когда, авторы не упоминают), а в Меланезию его принесли мигранты, которые шли через Новую Гвинею.

Несколько лет назад генетики проследили расселения австралийских аборигенов по континенту, изучив их митохондриальную ДНК. По их результатам, мигранты появились на севере Австралии около 50 тысяч лет назад, и начали расселяться по континенту тысячей лет позже.

Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей»