Новые виды долгоносиков назвали в честь Йоды и Чарлза Дарвина

Энтомологи нашли на индонезийском острове Сулавеси 103 новых вида долгоносиков из рода Trigonopterus, сообщается в журнале ZooKeys. Исследователям было сложно не только различить новые виды (пришлось прибегнуть к молекулярным исследованиям), но и придумать для них названия. Но они справились: часть насекомых назвали в честь выдуманных персонажей, например Йоды из «Звездных войн», а часть — в честь ученых-биологов, в том числе в честь Дарвина.

Нелетающие долгоносики из родаTrigonopterus обитают в Юго-Восточной Азии, на территории между Суматрой, Самоа, Новой Каледонией и Филиппинами. Это мелкие бескрылые жуки длиной 1,5-6 миллиметров, окрашенные в разные оттенки коричневого или черный цвет. Внешне эти жуки могут быть очень похожи, поэтому для определения новых видов приходится проводить молекулярные исследования.

Всего известно более 300 видов Trigonopterus, но на острове Сулавеси до недавнего времени нашли только один из них. Авторы нового исследования Александр Ридель (Alexander Riedel) из Музея естественной истории Карлсруэ и Раден Прамеса Наракусумо (Raden Pramesa Narakusumo) из Индонезийского института наук описали еще 103 вида жуковTrigonopterus, причем 102 из них оказались эндемиками острова. Все новые виды встречались на сравнительно небольшой территории, в пределах 100 километров по прямой друг от друга. Видовую принадлежность долгоносиков ученые определяли по морфологии и по последовательности видоспецифичной субъединицы фермента цитохром с-оксидазы.

Ученые назвали бóльшую часть новых видов по названиям районов, где они были найдены, или по морфологическим особенностям. Но некоторые из них получили имена в честь персонажей фильмов или мифов, а часть — в честь биологов. Так, жуков зеленоватого цвета назвали в честь Йоды, а троицу видов разных размеров — в честь героев французских комиксов и фильмов Астерикса, Обеликса и Идефикса (имя Trigonopterus obelix получили долгоносики, которые были побольше размером и покруглее). Жуков также назвали в честь древнегреческой богини охоты Артемиды, биолога Чарлза Дарвина и нобелевских лауреатов Джеймса Уотсона и Френсиса Крика, открывших структуру ДНК.

Два года назад ученые под руководством Риделя нашли еще несколько видов долгоносиков Trigonopterus, на этот раз в Меланезии. Один из них они назвали в честь Чубакки.