Микродозы психоделика ДМТ облегчили крысам тревожность и депрессию

Периодическое дробное введение микродоз психоделика N,N-диметилтриптамина (ДМТ) в эксперименте помогло крысам справиться с симптомами тревожности и депрессии. Это исследование — первый вклад в доказательную базу эффективности и безопасности такого режима лечения. Результаты научной работы опубликованы в журнале Chemical Neuroscience.

Потребность в новых действенных препаратах, облегчающих симптомы депрессии и тревожности, огромна. По данным ВОЗ, депрессия — главная причина нетрудоспособности, в мире от нее страдает около 300 миллионов человек, в крайних случаях она может приводить к самоубийству. Существующие средства лечения этих расстройств не только требуют длительного времени для появления терапевтического эффекта, но и не демонстрируют достаточной эффективности для многих пациентов.

Серотонинэргические психоделики (диэтиламид лизергиновой кислоты, ДМТ и псилоцибин) сравнительно давно используют в качестве экспериментальных средств для лечения депрессии, тревожности и расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивными веществами. При этом до сих пор неизвестно, обязательно ли для получения лечебного эффекта применение галлюциногенных доз этих веществ. Микродозирование психоделиков — назначение их в дозировках, которые не приводят к галлюцинациям, — вызывает все больше интереса. Однако в настоящее время известно описание лишь отдельных случаев его использования.

Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе (University of California, Davis) изучили действие периодически назначаемых микродоз ДМТ на крысах. Выбор N,N-диметилтриптамина (ДМТ) был связан с тем, что его основная структурная часть такая же, как и у других индол-содержащих психоделиков, включая псилоцибин и ЛСД. Кроме того, его действие на настроение, тревожность и когнитивные функции грызунов уже изучалось.

Ранее те же авторы проводили эксперименты на крысах с полной галлюциногенной дозой ДМТ (10 миллиграмм на килограмм), моделируя расстройства настроения и тревожность. Субгаллюциногенная доза или микродоза, исходя из опыта применения людьми, была определена в одну десятую часть галлюциногенной (1 миллиграмм на килограмм). Несколько исследований на крысах подтверждали, что такая доза не вызывает у них галлюцинаций.

Эксперимент длился две недели, животные получали вещество один раз в три дня. Поведенческие эксперименты проводились в два дня между приемами ДМТ, чтобы убедиться в продолжительности эффекта. ДМТ давали 11 крысам (5 самцов, 6 самок), а в контрольной группе было 12 животных (оба пола поровну).

В некоторых тестах, моделирующих тревожность, никакой разницы в поведении крыс, получавших ДМТ и плацебо, не обнаруживалось. Животные из обеих групп вели себя одинаково в приподнятом крестообразном лабиринте и при изучении движения, вызванного новизной. Ученые указывают, что при использовании галлюциногенной дозы результаты были другими.

После электроболевого раздражения лап первое время поведение всех животных также не различалось. На второй день, когда крысы оказались в том же месте, где получали электрические удары, не отмечалось влияния ДМТ: выработанные рефлексы опасения одинаково демонстрировали все крысы. Разница обнаружилась только через день после того, как испытуемая группа крыс получила новую дозу. При изучении специфической памяти на условный звуковой сигнал тревожность грызунов, получавших ДМТ, была значительно ниже — крысы из группы лечения замирали реже крыс из группы плацебо (p = 0,03). Это показывает, что низкие дозы препарата помогают подавить выработанный страх.

Чтобы определить антидепрессивную эффективность микродоз ДМТ, их поведение изучили при помощи теста принудительного плавания. В этом эксперименте низкая подвижность животного интерпретируется как пассивный стресс или депрессия. Крысы из группы лечения были гораздо активнее крыс из группы плацебо, что авторы объясняют именно антидепрессивным эффектом ДМТ.

Данные об анксиолитическом и антидепрессивном действии микродоз ДМТ согласовались с описаниями единичных случаев использования вещества людьми. Различие было в том, что когнитивные способности крыс под действием малых доз психоделика не улучшались, а социальные взаимодействия животных не менялись.

Основным зафиксированным побочным эффектом был набор массы тела, он проявлялся только у самцов. Ученые подчеркивают, что вопрос нежелательных действий психоделиков требует дополнительного изучения. Ученые объясняют вероятный механизм действия микродоз ДМТ следующим образом: «Мы предполагаем, что хроническое дробное назначение низких доз ДМТ увеличивает возбудимость пирамидальных нейронов префронтальной коры, что передается базально-латеральному комплексу миндалевидного тела и дорсальному ядру шва, способствуя снижению выраженности условно-рефлекторного страха и улучшая поведение при тесте принудительного плавания».

«Наше исследование демонстрирует, что психоделики могут производить положительные эффекты на поведение без существенного влияния на восприятие, что является огромным шагом вперед в сторону разработки жизнеспособных лекарств, основанных на свойствах этих компонентов», — сказал Дэвид Олсон (David Olson), доцент кафедр химии и биохимии и молекулярной медицины Калифорнийского университета в Дэвисе, возглавлявший исследование.

В другом исследовании те же авторы продемонстрировали, что действие психоделиков на клетки головного мозга может помочь обратить атрофию нейронов префронтальной коры головного мозга при депрессии. Также ученые показали, как псилоцибин меняет активность головного мозга при депрессии у людей. Кроме того, ученые сравнили психическое благополучие людей, принимающих аяуаску (отвар, содержащий ДМТ) и другие психоделики.

Андрей Украинский