Красный треугольник намертво приклеил лягушку к ветке

Слизни вида Triboniophorus graeffei, или красные треугольники, способны намертво приклеить к ветке своей слизью лягушек, которые на них охотятся, сообщается в статье, опубликованной на BioRxiv. Исследователи на примере одной лягушки впервые пронаблюдали способ защиты у брюхоногих, который заключается в приклеивании хищника, а не отпугивании его с помощью слизи. Более того, они показали, что моллюски синтезируют суперклейкий секрет именно для защиты, она не похожа по составу на слизь, которую они вырабатывают во время движения.

Слизни Triboniophorus graeffei обитают на восточном побережье Австралии. Это крупнейшие представители брюхоногих моллюсков на континенте, их длина достигает 15 сантиметров. У этих слизней может быть самая разная расцветка, от белой до красной или оливково-зеленой, но у всех особей на спине есть рисунок в виде красного треугольника, из-за чего в англоязычных источниках их называют красными треугольниками (red triangle slug). Эти моллюски встречаются не только в дикой природе, но и в городских садах, а иногда забираются в дома. Питаются они водорослями, которые растут на эвкалиптовых деревьях, а в домах — плесенью в ванных комнатах. Ареал моллюсков частично пересекается с районом обитания древесных лягушек красноглазых литорий (Litoria chloris), которые на них охотятся. Однако слизни, как выяснилось, выработали эффективное средство защиты от хищника.

Биологи Джон Гульд (John Gould) и Роза Аптон (Rose Upton) из университета Ньюкасл и Хосе Вальдес (Jose W. Valdez) из Орхусского университета описали, как красные треугольники приклеивают лягушек к веткам своей слизью и таким образом обездвиживают их. Впервые ученые обнаружили это в октябре 2017 года, когда заметили взрослого самца красноглазой литории, приклееного к упавшей ветке эвкалипта. Рядом с ним нашли красного треугольника. Исследователи предположили, что лягушка приклеилась секретом слизня, либо по неосторожности, либо во время охоты на него. Они отнесли эту пару (вместе с веткой) в лабораторию, поместили их в контейнер и стали наблюдать за поведением литории.

Лягушка периодически предпринимала безуспешные попытки освободиться. Старания ученых оторвать ее от дерева, тоже не увенчались успехом, литория только начинала кричать от боли. Все это время слизень без движения сидел меньше чем в сантиметре от лягушачьего рта. Больше чем через сутки лягушка все еще не могла отклеиться от ветки и тогда ученые осторожно отскребли от ветки кожу земноводного. Даже после этого лягушка была частично покрыта слизью, которая норовила приклеиться к дну контейнера. Интересно, что попытки растворить слизь в воде не дали эффекта. После смачивания она, наоборот, начинала работать лучше.

Позднее авторы собрали еще несколько красных треугольников и изучили их суперклейкую слизь. Оказалось, что моллюск вырабатывает ее с помощью железы, находящейся на спине. Иногда достаточно было прикоснуться к мантии, чтобы слизень начинал выделять секрет, иногда нужно было потереть ему спину около минуты. По сравнению с секретом, который красные треугольники выделяли при движении, защитная слизь была гораздо гуще и намного более клейкой. Она начинала работать через секунды после выделения, склеивая ученым пальцы, или приклеивая их к бумаге или пластику. Иногда, после продолжительной стимуляции, слизни выделяли секрет красного цвета, который был похож на остатки слизи, сохранившиеся на коже лягушки.

Судя по тому, что слизь на коже лягушки была похожа на секрет красного цвета, который слизни вырабатывали не сразу, а после стимуляции, лягушка приклеилась к ветке не случайно, а во время атаки на моллюска. По-видимому, слизь могла эффективно удерживать земноводное сутки и больше, так что лягушка в дикой природе могла бы погибнуть от обезвоживания или стать жертвой хищников. На коже земноводных находятся железы, которые вырабатывают секрет, предохраняющий ее от высыхания. По-видимому, он смачивал «суперклей» слизней и заново его активировал.

Стоит отметить, что авторам удалось пронаблюдать пока что только единственный пример того, как красному треугольнику удалось приклеить лягушку к ветке, однако они уверены, что это не случайное стечение обстоятельств, а результат работы защитного механизма этого вида слизней.

Ранее исследователи выяснили, что медлительность метаболизма брюхоногих и двустворчатых моллюсков может уберечь их от вымирания. Они рассчитали базовый уровень метаболизма у десятков вымерших и существующих видов и обнаружили, что у вымерших животных скорость метаболизма была намного выше, чем у выживших.

Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности