Зауропод из Мтуки рассказал о ранней эволюции титанозавров

Палеонтологи из США описали новый вид титанозавров, живший в раннем мелу в Африке. Животное, останки которого были найдены в долине реки Мтука, оказался ранним представителем клады, включающей большинство титанозавров. Исследование опубликовано в журнале PLoS ONE.

Титанозавры были самой специфической и широко распространенной группой динозавров-зауропод, самых больших наземных животных в истории Земли. Они достигли своего пика разнообразия в позднем меловом периоде, после того, как исчезли все другие группы зауроподов, но их ранняя эволюция плохо изучена из-за нехватки хорошо сохранившихся окаменелостей до позднего мела, особенно за пределами Южной Америки.

Эрик Горсак (Eric Gorscak) и Патрик О’Коннор (Patrick O’Connor) из университета Огайо в США описали новый вид титанозавра из раннего мела. Образец откапывали по частям в течении пяти лет в карьере в долине реки Мтука на юго-западе Танзании. Это один из наиболее полных образцов титанозавров, известных в Африке, у которого сохранились части всех основных областей тела, включая многочисленные позвонки, ребра, кости конечностей и зубы.

Исследователи назвали нового динозавра Mnyamawamtuka moyowamkia. Его латинское название происходит от слов на суахили, означающих «тварь из Мтуки» и «сердце хвоста», и отсылает к месту, где он был найден, и к уникальному сердцевидному центру его хвостовых позвонков соответственно.

Отложения, в которых были найдены кости, датированы 100-110 миллионами лет назад. Сравнивая Mnyamawamtuka с уже известным генеалогическим древом титанозавров, исследователи пришли к выводу, что этот новый вид относится к кладе Lithostrotia, которая включает большинство видов позднемеловых титанозавров. Таким образом, Mnyamawamtuka представляет собой раннюю стадию эволюции широкой диверсификации титанозавров. Это открытие также свидетельствует о тесной связи между титанозаврами южной части Африки и Южной Америки, которые были объединены в единый континент в составе Гондваны.

Позже, когда Гондвана разделилась, титанозавры расселились на север Африки и в Европу, что подтверждается находкой Mansourasaurus shahinae в Египте.

Александра Кочеткова