Ветер, туман и снег

Проверьте, хорошо ли вы разбираетесь в свойствах атмосферных осадков

Январские снегопады в Москве и их последствия не покидают ни новостных лент, ни городских улиц. Среднестатистический читатель хорошо ориентируется в процентах от среднемесячной нормы осадков, слое выпавшего снега и затратах на его уборку. Погружение в городские новости иногда не оставляет времени задуматься о том, что именно падает с неба, даже если из-за этого приходится часами стоять в пробках. N + 1 предлагает вам пройти тест, составленный с помощью гидролога-мерзлотоведа Никиты Тананаева, и ответить на вопросы о том, что сыплется, тает и замерзает.

1. Первые сохранившиеся описания снежинок и их гексагональной (шестиугольной) симметрии были сделаны в Китае во II веке до нашей эры, а в Европе — в середине XIII века. Первое научное рассуждение о причинах шестиугольности снежинок было опубликовано в XVII веке. Его автор — ученый, известный нам в совершенно другом научном амплуа. Сможете назвать имя?
2. Снег, выпадающий на городские улицы, уже через считанные минуты представляет собой неприглядное зрелище, удостоившееся многих нелестных эпитетов. Утаптываясь, оттаивая и снова замерзая, снег превращается в отборный гололед, для борьбы с которым так популярны химические реагенты. Простой вопрос для тех, кто часто смотрит под ноги: какой механизм обеспечивает эффективность реагентов на улицах?
3. Гексагональная симметрия проявляется не только в снежинках, но и в кристаллической структуре льда. Не всякого льда, конечно, а только большинства его разновидностей. Обычный лед имеет обозначение «лед Ih»; многие другие модификации получены в лабораторных условиях. А какого льда не бывает?
4. Прошлой зимой интернет наводнили фотографии и видео кипятка, эффектно застывающего на лету в морозном воздухе. С холодной водой такой красочный номер не проходит. Удивительно, но факт — горячая вода замерзает быстрее холодной. Первые свидетельства такого рода приводят Аристотель и Декарт, но называют этот эффект по имени современного исследователя, ставившего первые опыты на мороженом. Как именно?
5. В сюжете романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки» (1963) фигурирует способность так называемого льда-девять моментально переорганизовывать молекулярную структуру воды, превращая всю воду в лед даже при комнатной температуре. Научно-исторический аналог «льда-девять» был «открыт» в Костромском технологическом институте в 1961 году при фильтрации воды через кварцевые капиллярные трубки. Получающаяся вода якобы имела уникальные свойства, в том числе более высокую температуру кипения и бóльшую устойчивость, и в силу этого, в теории, должна была заместить обычную воду — моментально или в процессе геологической эволюции. Под каким названием она вошла в историю научных заблуждений?
6. Принимая во внимание количество изотопов кислорода и водорода, теоретически возможно существование более 300 комбинаций изотопно-различной воды. Однако распространенность и устойчивость этих изотопов таковы, что абсолютно преобладает лишь один изотопный состав воды: 1Н и 16О — больше 99 процентов. Однако недавно выяснилось, что обычная вода — смесь двух разных типов воды, примерно в пропорции 3:1. Какова физическая причина, разделяющая эти два типа воды?
7. На что израсходуется больше энергии?
8. И, внимание, вопрос на засыпку. Возьмем один моль экстракта ушей копытного лемминга, разбавим его в сто раз под музыку Шёнберга, повторим процедуру десять раз, затем в полнолуние заморозим и на новолуние растопим. Что можно будет найти в образце такой воды?