Микрочастицы пластика нашли в грунтовых водах

Американские исследователи обнаружили микрочастицы пластика в грунтовых водах — одном из крупнейших источников питьевой воды, сообщается в журнале Groundwaters, концентрация частиц доходила до 15 на литр. Помимо пластика ученые нашли в воде химические загрязнения, которые, по-видимому, попадали в воду из отстойников для очистки сточных вод.

Ежегодно человечество производит около 400 миллионов тонн пластика, около 80 процентов которого выбрасывается. Часть пластиковых отходов превращается в микрочастицы (размером меньше пяти миллиметров), которые загрязняют почву, воду, в том числе водопроводную, и даже полярные ледники. Микрочастицы пластика уже находили в поваренной соли, пиве и организмах морских животных. В воду микропластик попадает не только из распадающихся отходов, но и из сточных вод (например, микроволокна пластика образуются при стирке синтетических тканей), и из атмосферы. Микрочастицы пластика опасны тем, что они могут накапливать токсичные загрязнения, а попадая в организм животных или людей, выделять их, вызывая заболевания.

По оценкам исследователей примерно четверть питьевой воды по всему миру берется из карстовых подземных вод. Американские экологи под руководством Сэмюэля Панно (Samuel V. Panno) из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне решили оценить в них количество микропластика. Карстовые резервуары не герметичны, в них попадает дождевая вода, а с ней разного рода загрязнения. Исследователи предположили, что их может загрязнять и вода из отстойников, жидкие удобрения с полей, дорожные реагенты, в которых могут оказаться микрочастицы пластика.

Чтобы это выяснить, авторы взяли пробы воды из двух карстовых резервуаров на юго-западе и северо-западе штата Иллинойс. Один из них находится на плато Салем, большая часть которого занята сельскохозяйственными угодьями. Здесь же находятся частные жилые дома, многие из них с собственными отстойниками. Карстовые воды пополняются многочисленными источниками. Исследователи взяли пробы в шести из них. Другой резервуар находится области Дрифтлесс (Driftless Area). Около 30 процентов этой области занимают поля, где выращивают сельскохозяйственные культуры, и еще 40 процентов отданы под пастбища.

Исследователи взяли пробы воды из шести мест на плато Салем и из одиннадцати в области Дрифтлесс, и проанализировали их на наличие микрочастиц пластика и химических загрязнений. Они оказались в 16 из 17 образцов воды, а их количество колебалось от 6,4 до 15,2 микрочастиц на литр. Частиц полиэтилена в воде было больше всего — 20 процентов. Также исследователи обнаружили в пробах повышенное содержание ионов хлора, фосфорной кислоты и антибактериального вещества триклозана.

Авторы предполагают, что источниками микропластика были отстойники рядом с жилыми домами. Это подтверждалось и наличием химических загрязнений, например триклозана, который добавляют во многие чистящие и моющие средства. «Представьте, сколько полиэфирных микроволокон попадает в отстойник только после одной стирки», — говорит один из авторов исследования Джон Скотт (John Scott) из Иллинойского центра экологически чистых технологий (Illinois Sustainable Technology Center). «И затем подумайте о возможности утечки этой жидкости в подземные грунтовые воды. Особенно туда, где подземные воды так легко взаимодействуют с поверхностными».

Правительства некоторых стран уже настолько озаботились проблемами пластикового мусора, что стали запрещать его использование. Так, власти Новой Зеландии объявили в августе прошлого года, что запретят использование одноразовых пластиковых пакетов. А европейские парламентарии запретили использование в ЕС некоторых одноразовых пластиковых предметов — стаканов, столовых приборов и тарелок.

Загадочный хищник из Бразилии оказался гибридом домашней собаки и парагвайской лисицы