Присутствие романтического партнера понизило давление в стрессовой ситуации

Американские ученые выяснили, что присутствие романтического партнера — как физически, так и в мыслях, — может облегчить физиологическую реакцию организма (повышение давления) на стресс. Для этого они попросили участников на четыре минуты окунуть ноги в очень холодную воду в присутствии своих партнеров или же без них. Статья опубликована в журнале Psychophysiology.

Наличие прочной и качественной романтической связи положительно сказывается на самочувствии партнеров — как психологическом, так и физическом. Например, поддержка романтического партнера создает более благоприятные условия для потери веса, в то время как одиночество повышает шансы развития деменции в старости.

В новой работе психологи под руководством Кайла Бурассы (Kyle Bourassa) из Аризонского университета решили выяснить, как присутствие партнера сказывается на физиологической реакции организма в состоянии стресса. В их эксперименте приняли участие 102 добровольца (большинство — около 75 процентов — женщины), которых поделили на три группы. Каждый участник находился в гетеросексуальных отношениях со своим романтическим партнером в среднем полтора года; в начале исследования они все предоставили свои демографические данные, а также предоставили информацию о том, удовлетворены ли они своими отношениями.

Перед началом эксперимента ученые измерили уровень кровеносного давления участников — один из показателей физиологической реакции в стрессовой ситуации. После этого участников попросили на четыре минуты поставить ноги в холодную (около четырех градусов Цельсия) воду. В зависимости от группы вместе с участником на эксперименте присутствовал романтический партнер, либо им было дано задание подумать о нем или о ней (ученые объяснили участникам, что мысли о романтическом партнере могут помочь в стрессовой ситуации). Участников из контрольной группы попросили подумать об их дне и ближайших планах на него.

Ученые выяснили, что присутствие романтического партнера и даже мысли о нем приводят к меньшему повышению как систолического, так и диастолического давления в состоянии стресса по сравнению с контрольным условием. Такая зависимость, однако, также регулировалась тем, насколько участники были удовлетворены своими отношениями: у тех, кто высказался о своих отношениях как некачественных, изменения давления во время стрессовой ситуации были выше.

Авторы работы пришли к выводу, что присутствие романтического партнера может выступать в качестве психологической защиты, которая улучшает психическое самочувствие во время стрессовой ситуации. Интересно, что таким же эффектом обладали и мысли о партнере без его физического присутствия.

Присутствие романтического партнера может снизить не только стресс, но и облегчить болевые ощущения — это в прошлом году выяснили французские и израильские ученые.

Окситоцин помог мозгу психопатов распознать испуг на лицах