Качество звука акустической гитары оказалось не зависящим от древесины

Brooklyn 9-9 / Fox, 2014

Британские исследователи выяснили, что звучание акустической гитары практически не зависит от древесины, из которой изготовлены дно и боковые части инструмента. Для этого они заказали в мастерской шесть гитар, выполненных из разных видов дерева, и попросили профессиональных музыкантов на них сыграть и оценить звучание. Статья вышла в декабре в The Journal of the Acoustical Society of America.

Считается, что звучание акустической гитары во многом зависит от используемой для ее изготовления древесины, причем музыканты чаще всего обращают внимание на то, из какого материала сделаны нижняя дека и обечайка — задняя и боковая части гитары. Значение имеет не только то, сделаны ли эти части из цельного куска дерева или же ламината (они по-разному влияют на звучание и прочность инструмента), но и вид используемого дерева. Например, еще со времен Ренессанса для изготовления струнных инструментов использовали бразильского палисандра (Dalbergia nigra): инструменты из этого дерева считались самыми качественными. 

Тем не менее, многие виды деревьев (включая бразильский палисандр) сейчас относят к уязвимым или даже вымирающим, из-за чего изготовление музыкальных инструментов из них и дальнейшая покупка становятся очень затратными. Ученые под руководством Самуэля Карканьо (Samuele Carcagno) из Университета Ланкастера решили проверить экспериментально, как древесина, которую используют для изготовления задней и боковых частей гитары, в действительности влияет на звучание инструмента. Для этого они заказали шесть инструментов, которые отличались только древесиной, использованной для изготовления задней и боковых частей: их сделали из бразильского палисандра, индийского палисандра (Dalbergia latifolia), южноамериканского красного дерева (махагони — Swietenia macrophylla), сапеле (Entandrophragma cylindricum), крупнолистого клена (Acer macrophyllum) и ореха Гиндса (Juglans hindsii). Изготовленные гитары существенно не отличались по акустическим параметрам, но отличались по жесткости древесины: самым жестким оказался бразильский палисандр, а наименее жестким — орех Гиндса.

Оценить качество изготовленных гитар также попросили 52 профессиональных гитариста, каждый из которых сыграл на каждом инструменте в затемненной комнате (для того, чтобы не было возможности определить использованную древесину по виду). Результаты опроса показали, что гитаристы не обнаружили существенной разницы между инструментами при оценке звучания. Также ученые попросили еще 31 гитариста оценить сыгранные на разных гитарах мелодии и попытаться отличить один инструмент от другого, и этого им сделать не удалось.


Авторы работы пришли к выводу, что материал, из которого изготовлены задняя и боковые части гитары, незначительно влияют на свойства инструмента и практически никак не сказываются на звучании. По мнению ученых результаты их работы могут быть полезны для сохранения уязвимых видов деревьев, которые используются для изготовления высококлассных инструментов, а также существенно снизить стоимость инструментов вообще.

Ученые изучают звучание и других струнных инструментов: к примеру, несколько лет назад французские и американские исследователи провели опрос, в ходе которого выяснили, что старым скрипкам итальянских мастеров любители музыки предпочитают современные.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.