Теоретическая физика — область настолько сложная, что зачастую сами ученые стремятся упростить свои построения с помощью забавных и запоминающихся названий: парадокс близнецов, кот Шрёдингера и так далее. Теория не стоит на месте, число сленговых словечек увеличивается, и запомнить их все труднее. Пройдите наш новогодний физико-теоретический тест и проверьте, насколько хорошо вы владеете этим языком.

1. Диаграммы Фейнмана играют в квантовой теории поля очень важную роль. С их помощью физики рассчитывают вероятности, с которыми система переходит между различными состояниями, и находят поправки, связанные с рождением виртуальных частиц, — например, поправки к аномальному магнитному моменту электрона. Чтобы упростить и разнообразить рассуждения, физики часто называют возникающие диаграммы забавными именами. Какое из названий мы придумали?
2. Еще один вопрос о диаграммах Фейнмана. Что за зверь изображен на этой диаграмме, которая описывает превращение b-кварка в s-кварк и фотон?
3. Какая из этих частей тела, описываемая теорией Глэшоу-Вайнберга-Салама, действительно встречается в физике электрослабых взаимодействий?
4. Как еще физики называют потенциал Хиггса, благодаря особой форме которого элементарные частицы приобретают массу?
5. Почему тау-лептон назвали тау-лептоном?
6. Стандартная модель хорошо описывает физику частиц, однако гравитационное взаимодействие в нее не входит, поскольку проквантовать общую теорию относительности (ОТО) до сих пор не удалось. Чтобы решить эту проблему, физики разработали несколько альтернативных теорий гравитации. Какой из этих теорий не существует?
7. Кто такая SUSY?
8. Что плавает в море Дирака?
9. Наконец, подведем итоги года. Три из этих новостей выходили на N + 1 в рубрике «физика» (и имели сложность не ниже восьми), а одну мы придумали. Где фальшивка?