В Помпеях нашли останки двух лошадей

В Помпеях, на вилле Чивита Джулиана археологи обнаружили останки двух лошадей, сообщается на сайте Археологического парка «Помпеи». О находке рассказал генеральный директор музея Массимо Осанна (Massimo Osanna). Помимо останков ученые нашли остатки сбруи, которая указывала на то, что это были боевые кони.

Вилла Чивита Джулиана находилась за городскими стенами. Раскопки в руинах виллы проводились в начале и середине прошлого века. В то время исследователи нашли несколько жилых помещений и сельскохозяйственных построек. В прошлом году полиция обнаружила на вилле следы деятельности черных археологов. Поэтому ученые вместе с полицейскими стали проводить здесь охранные раскопки, чтобы попытаться сохранить остатки построек. В мае стало известно, что на вилле, впервые в Помпеях, нашли полный скелет лошади. По-видимому, это было породистый конь, который принадлежал местному богачу, и которого держали для скачек, а не для сельскохозяйственных работ.

Позднее археологи нашли на вилле ряд больших помещений и артефакты: амфоры, кухонную утварь, части деревянной кровати. Одно из помещений служило конюшней: в нем обнаружились останки еще двух лошадей. В отличие от первого животного, снять полные слепки с них не удалось. По-видимому, они были привязаны в конюшне и во время извержения не смогли освободиться и спастись.

Под останками одного из коней археологи нашли фрагменты упряжи: на ребрах четыре фрагмента серпообразной формы, сделанные из бронзы, и пятый предмет, представляющий собой крючки с заклепками, которые были соединены с помощью кольца. Форма бронзовых фрагментов и сравнение с уже известными находками позволили археологам предположить, что это было четырехрогое седло. Это была деревянная конструкция, спереди и сзади к ней крепились по два «рога», которые покрывали бронзовыми пластинами. Они придавали всадникам устойчивость и позволяли оставить свободными обе руки. Римляне использовали седла такой конструкции с I века нашей эры, в частности, во время боевых действий и проведения смотров.

В упряжи было четыре соединительных кольца, которые крепились кожаными ремнями и фиксировали седло на спине лошади. Возможно, часть фрагментов украли черные копатели. По словам Массимо Осанны, найденные животные, так же как и первый конь, были благородных кровей. Об этом свидетельствуют их внушительные размеры (возможно, их выводили селективным размножением), а также качество упряжи.

В полевом сезоне уходящего года при раскопках в Помпеях обнаружили многочисленные надписи и фрески. В частности, избирательные лозунги, надпись, позволившую точнее датировать извержение Везувия, которое привело к катастрофе, и эротическую фреску с изображением Леды и Зевса в облике лебедя.

В Испании обнаружили древнейший в Западной Европе балтийский янтарь