3D-реконструкция помогла выяснить предназначение древнего здания

Американский археолог воссоздал внешний вид одного из зданий в древнем городе Тиуанако, говорится в Heritage Science. Оно входило в состав крупного недостроенного комплекса, от которого до нашего времени дошли лишь фрагменты. Реконструировав внешний вид здания, ученый предположил, что оно использовалось, как ритуальное пространство.

Город Тиуанако находился на территории современной Боливии, к югу от озера Титикака. Вероятно, он был одним из крупнейших городов доколумбовой Южной Америки. Предположительно, он был основан около 110 года. В период расцвета, около 800 года, в Тиуанако жили 10–20 тысяч человек. В числе прочих построек археологи обнаружили в городе остатки комплекса с условным названием Пумапунку (в переводе с языка кечуа «Ворота пумы»), построенного в VI веке. Комплекс сооружали на холме, он представлял собой четыре террассы, облицованных каменными плитами. На них была построена платформа, на которой должен был находиться комплекс зданий, который так и не был закончен. Длина сооружения составляла 167 метров, ширина 116 метров. Испанцы, побывавшие в Тиуанако в XVI–XVII веках, описывали недостроенные ворота, сооруженные из покрытых резьбой каменных блоков, и отдельно стоящие плиты гигантских размеров, сделанные из песчаника. Многие из них были репликами или зеркальными отражениями друг друга.

В настоящее время от Пумапунку сохранились плиты, служившие для облицовки холма и 150 блоков из андезита весом примерно от 8,5 килограммов до 20 тонн. Как мог выглядеть комплекс, если бы древние строители его закончили, до сих пор непонятно. Ни аналогичных построек, ни письменных источников, в которых сохранились бы рисунки или описания Пумапунку, археологи до сих пор не нашли. Раньше однако исследователи пытались реконструировать фрагменты комплекса, к тому же за время исследований ученые частично восстановили правила, которыми руководствовались древние строители. Например, так как в Пумапанку нашли много одинаковых или зеркальных друг другу блоков, вероятно, повторение и симметрия были частью дизайна зданий. К тому же некоторые пропорции можно было вычислить по сохранившимся фрагментам комплекса.

Археолог Алексей Вранич из Калифорнийского университета в Беркли частично воссоздал внешний вид Пумапунку с помощью миниатюрных копий 157 строительных блоков, распечатанных на 3D-принтере. Исследователь с помощью фотограмметрии определил размеры блоков и создал виртуальную модель на основе рисунков и фотографий комплекса, сделанных в XIX веке. Затем он распечатал блоки размерами четыре процента от фактических размеров объекта.

В результате ученому удалось воссоздать здание, в котором находились недостроенные ворота. А особенности его архитектуры натолкнули Вранича на мысль, для чего здание могли использовать. «Один особенно интересный прием заключался в том, что разбитые пролеты дверей разных размеров, лежащие в разных частях платформы, были расположены таким образом, чтобы создавать «зеркальный» эффект. Они создавали впечатление, что человек смотрит в бесконечность, хотя на самом деле он видит одну комнату. Это могло... указывать на то, что здание использовалось в качестве ритуального пространства», — говорит ученый.

Ранее генетики обнаружили, что легенды инков о происхождении правителей империи были правдивы. Инки верили, что их правители были потомками бога солнца, который жил на острове Исла-дель-Соль на озере Титикака. Ученые проанализировали геномы предполагаемых потомков верховных правителей империи и выяснили, что что часть из них произошла с юга Перу, часть — с берегов озера Титикака на границе Перу и Боливии.

Часть элиты Умм-эль-Марры родилась за пределами города