В Тибете обнаружили самую высокогорную палеолитическую стоянку

Археологи нашли высочайшую палеолитическую стоянку, говорится в статье, опубликованной в журнале Science. Она находилась на Тибетском нагорье, на высоте 4,6 километров над уровнем моря. Люди поселились там 30-40 тысяч лет назад.

Тибетское нагорье — высочайшее место на планете, где обитают люди и одно из самых суровых: местным жителям пришлось приспосабливаться к холодному климату, гипоксии и недостатку растительной пищи. Тибет был одним из последних мест, где появился человек, поэтому исследователей интересует, когда и как произошла колонизация этих мест. На сегодняшний день известно, что люди заселили Тибетское нагорье 15-11 тысяч лет назад. Достоверно датированных палеолитических стоянок здесь пока не находили.

Китайские и американские антропологи и археологи под руководством Сина Гао из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук описали древнейшую палеолитическую стоянку, на которой люди жили как минимум 30 тысяч лет назад. Место Нвия Деву (Nwya Devu) находится в центральной части нагорья на высоте 4,6 тысячи метров. Авторы обнаружили его в 2013 году и до недавнего времени проводили здесь археологические и геологические исследования.

В Нвия Деву исследователи обнаружили более трех тысяч каменных артефактов — скребки, шила, каменные ножи и заготовки для них, отщепы. Так как на стоянке нашли очень мало органических остатков, авторы статьи проводили датировку образцов породы с помощью оптической люминесценции. Этот метод позволяет узнать, когда минерал последний раз находился на свету.

Возраст древнейших слоев, где были найдены каменные орудия, оказался 30-40 тысяч лет. Также исследователи отметили, что по виду артефакты с Тибетского нагорья напоминали орудия примерно того же времени, найденные в Монголии и Сибири. Возможно, заключают исследователи, что древние тибетцы и жители Сибири контактировали друг с другом уже 30-40 тысяч лет назад.

Ранее генетики выяснили, как тибетцы смогли адаптироваться к жизни на высокогорье. У них появились мутации, которые обеспечили защиту от ультрафиолетовых лучей. Также исследователи подтвердили наличие у тибетцев варианта гена EPAS1, который кодирует фермент, помогающий адаптироваться к гипоксии, и который, по всей видимости, они унаследовали от денисовских людей.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад