Изменение климата заставило хищников Арктики чаще воровать яйца

Активность хищников в Арктике, ворующих из гнезд птичьи яйца, в последние 70 лет усилилась в несколько раз, что приводит к сокращению численности многих видов птиц, в том числе кулика-лопатня, занесенного в российскую Красную книгу. Изменения в поведении животных могут быть связаны с потеплением в регионе, считают авторы статьи, опубликованной в Science.

Войцех Кубелка (Vojtěch Kubelka) из Карлова университета в Праге и его коллеги пишут, что в тропиках частота похищения яиц из гнезд выше, скорее всего, из-за большего видового разнообразия хищников. Поэтому многие околоводные птицы, например, кулики и ржанки, мигрируют в Арктику, чтобы откладывать яйца в относительной безопасности.

Однако исследование ученых из Венгрии, Чехии, Великобритании и России показало, что в последние 70 лет частота похищений яиц в Арктике увеличилась втрое, а в средних широтах Европы и Северной Америки — вдвое. По словам одного из авторов исследования, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского зоологического музея МГУ Павла Томковича, сейчас в Арктике гибнет две трети гнезд куликов, что существенно больше доли разоренных гнезд в тропиках. Наряду с сокращением численности взрослых птиц из-за охоты и других факторов хищники создают дополнительную угрозу для видов вроде кулика-лопатня (Calidris pygmea). Для своей работы исследователи собрали базу данных наблюдений о 38 тысячах гнезд 111 видов куликов и проанализировали сохранность яиц.

«Из-за роста активности хищников Арктика больше не служит для размножающихся птиц «безопасной гаванью»: напротив, вместо этого она становится глобальной экологической ловушкой для птиц с точки зрения сохранности гнезд», — сказал Кубелка, которого цитирует пресс-служба университета Бата.

Авторы статьи связывают рост активности хищников с изменением климата, сопоставив этот тренд с потеплением и размахом колебаний температуры в местах гнездования куликов. Однако конкретные его причины пока точно не известны: возможно, изменяется видовой состав хищников или доступность иного корма (что заставляет их переключаться на птичьи яйца). Например, из-за нестабильности снежного покрова сильно сократилась численность арктических леммингов, важного элемента пищевой цепи в Арктике.

Изменение климата приводит и к другим переменам в арктическом регионе: ранее другая международная группа ученых из более чем 100 организаций после трех десятилетий наблюдений за температурой, влажностью и растениями в тундрах по всему миру выяснила, что за это время там стало заметно теплее, а сами растения из-за этого стали выше.

Озон оказался бессилен против въевшегося в ковер никотина