NASA получило европейский модуль для корабля «Орион»

Аэрокосмическое агентств NASA получило служебный модуль для космического корабля «Орион», который был создан специалистами Европейского космического агентства на базе грузового корабля ATV, летавшего к МКС до 2015 года. Основной модуль — обитаемая капсула — уже проходит испытания, и в декабре 2014 года совершил первый полет. Европейский модуль будет обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом, на нем установлены маршевые двигатели и баки с топливом. Официальная церемония передачи состоялась в пятницу в Бремене, говорится в сообщении компании Airbus, которая проводила сборку модуля.

Разработка нового пилотируемого корабля MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle) для полетов за пределы низкой околоземной орбиты была начата еще в рамках программы Constellation. Предполагается, что новый корабль сможет доставлять четырех астронавтов на окололунную орбиту, в частности, на будущую лунную орбитальную станцию. В дальнейшем он будет использован и в рамках марсианских экспедиций. Для запуска корабля в США разрабатывается сверхтяжелая ракета SLS, первый ее запуск с новым кораблем (но без экипажа) планируется на 2020 год, а первый пилотируемый полет — на 2022 год.

Конструкция «Орионом» во многом следует идеям, заложенным еще при создании «Аполлонов». Он тоже состоит из двух главных элементов — обитаемой капсулы, которая способна входить в атмосферу на второй космической скорости при возвращении с Луны, и служебного модуля, где установлены двигатели, топливные и кислородные баки, энергетическая система, элементы системы жизнеобеспечения и солнечные батареи.

В начале 2010-х годов в ходе переговоров NASA и Европейского космического агентства сформировалась идея «бартерной сделки», согласно которой часть европейского взноса в проект Международной космической станции будет выплачена «натурой» — за счет создания служебного модуля для корабля «Орион». Соответствующее соглашение между агентствами было подписано в январе 2013 года.

Служебный модуль создается на базе европейского грузового корабля ATV (Automated Transfer Vehicle), который пять раз доставлял грузы на МКС в период с 2008 по 2015 год. Модуль представляет собой цилиндр высотой и диаметром примерно четыре метра с солнечными батареями размахом 19 метров. Масса заправленного модуля составляет более 13 тонн, из них примерно 8,6 тонны — топливо для 32 двигателей ориентации и одного маршевого двигателя. В модуле есть также негерметичный отсек для перевозки грузов.

Как ожидается, 5 ноября служебный модуль будет доставлен в США, в космический центр NASA имени Кеннеди, на борту грузового самолета Ан-124.

Луноход «Чандраян-3» прислал снимки с поверхности Луны