Генетики прояснили происхождение скифов и сарматов

Ученые прояснили происхождение киммерийцев, скифов и сарматов, рассказывается в Science Advances. Генетически часть скифов и сарматы были похожи на современную мордву и народы Северного Кавказа. У киммерийцев и сарматов, вероятно, были общие предки. Однако, ни одна из трех групп не была прямым предком другой.

Примерно 3,8-3,2 тысячи лет назад, в конце бронзового и в железном веках на территории Понтийско-Каспийской степи существовала Срубная культурно-историческая общность. Ассоциированные с ней люди жили в небольших поселениях, которые были разбросаны от Урала до Днепра. Около трех тысяч лет назад в западной части степи стали появляться кочевые племена, в том числе киммерийцы. Примерно 2,7 тысячи лет назад в степи появились скифы и вытеснили киммерийцев в Малую Азию. Около 400 лет скифы были главной силой в степи и населяли территорию от Карпат на западе до Алтая на востоке.

Но постепенно их начали теснить македонцы на западе и сарматы на востоке. Предположительно, скифы и сарматы несколько веков сосуществовали в степи. Но сарматы продолжали двигаться на запад и в конце концов вытеснили скифов. На несколько веков они стали ведущей силой на восточных границах Римской империи, но в конце IV века нашей эры их вытеснили готы и гунны.

Происхождение этих народов пока изучено плохо. Поэтому археологи и генетики из шести стран под руководством Андерса Гетерстрома (Anders Gotherstrom) из Стокгольмского университета решили прояснить этот вопрос. Они отсеквенировали и проанализировали полный геном 35 человек, живших в период с 1,9 тысяч лет до нашей эры до 400 года нашей эры. Останки 13 из них были найдены в «срубных» погребениях, трое были киммерийцами, 14 — скифами и пятеро — сарматами.

Оказалось, что несмотря на то, что представители всех четырех групп были генетически похожи, ни одна из них не была предком другой. Люди, ассоцированные со срубной культурой были генетически похожи, с одной стороны, на древних охотников-собирателей, живших в Западной Евразии и на Ближнем Востоке, с другой стороны — на современную мордву и народы Северного Кавказа. Киммерийцы, также, как и представители срубной общности, были генетически схожи с выходцами из Западной Евразии, а также с народами, населявшими степные районы современных России и Казахстана.

Происхождение скифов было еще менее однородно. Их можно было разделить на четыре группы. Одна из них была генетически похожа на популяции, населявшие Северную Европу; другая — на популяции Южной Европы. Третья группа, так же, как более древние люди срубной культурной общности, генетически была схожа с современными представителями мордвы и народами Северного Кавказа. Скифы из четвертой группы были похожи на современных болгар, греков, хорватов и турок. По предположению авторов работы, кочевники смешивались как с местными оседлыми народами, так и с другими пришельцами, например, черноморскими греками.

Скифы из третьей группы одновременно генетически были схожи с сарматами, несмотря на то, что те жили на другом конце степи. Некоторые скифы, киммерийцы и сарматы относились к митохондриальным гаплогруппам, которые ассоциируются с жителями Дальнего Востока и Центральной Азии.

По мнению авторов исследования, его результаты показывают, что кочевники в конце бронзового и в течение железного века были очень мобильны, одни народы вытесняли и замещали другие. Кочевники не были прямыми потомками представителей срубной культурной общности, но у них были общие предки.

Недавно исследователи построили «генетическую карту» кочевых народов, населявших евразийские степи в древности и в средние века. В частности, авторы работы показали, что в конце I тысячелетия до нашей эры скифы смешались с гуннами — выходцами из Восточной Азии.

Генетики прочитали 20 геномов освобожденных африканцев с острова Святой Елены