Тест Тьюринга предложили заменить одним словом

Американские исследователи предложили короткую вариацию теста Тьюринга, в которой участнику для того, чтобы доказать, что не компьютер, нужно назвать всего одно слово на английском языке. Тест провели на почти тысяче участников, а еще две тысячи добровольцев оценили результаты. Несмотря на то, что сам тест практического применения не имеет, ученым с его помощью удалось указать на различия и сходства мышления людей. Статья опубликована в Journal of Experimental Social Psychology.

Тестом Тьюринга классически принято называют некоторое задание, которое способно определить, способен ли компьютер мыслить, Первая вариация такого теста была предложена британским математиком Аланом Тьюрингом: в его тесте человек задает вопросы другому человеку и компьютеру, а задача последнего — ввести ведущего в заблуждение, то есть не дать ему понять, что перед ним компьютер.

В оценке работы автоматических процессов тестом Тьюринга зачастую называют человеческую оценку действия компьютера, причем неважно какого: оценщика, к примеру, могут спросить, нарисована картина компьютером или человеком, а также попросить оценить натуральность синтезированной речи. Джон Маккой (John McCoy) и Томер Ульман (Tomer Ullman) из Массачусетского технологического университета решили проверить, можно ли сократить тест Тьюринга до одного простого вопроса, а точнее — просьбы назвать слово. Полностью задание звучит так:

«Представьте, что вы и очень умный робот сидите перед судьей, который вас не видит. Судье надо решить, кто из вас человек. Тот, кого судья посчитает человеком, будет жить, а робот — умрет. И вы, и робот хотите жить, а судья очень умен. Судья говорит: «Каждый из вас должен назвать одно слово на английском языке. На основании этого слова я и решу, кто человек». Какое слово вы назовете?»

Решить этот тест ученые попросили 936 человек. Многие из опрошенных называли одинаковые слова, поэтому слов оказалось 428 (а повторяющихся — 90), а самым популярным словом оказалось слово «любовь» (love): его назвали 134 участника.

Затем ученые отобрали 2405 судей, которым дали оценить 45 слов: им нужно было решить, какое из слов назвал человек, а какое — компьютер (все слова при этом были названы людьми в первом эксперименте). В среднем, 70 процентов участников сошлись во мнении о том, какое слово названо человеком: тем не менее, корреляции между самыми популярными словами в первом исследовании и самыми «человечными» во втором не было (исключение — самое частое слово «любовь»). Кроме того, исследователи оценили «человечность» каждого слова во втором эксперименте по сравнению с другим. Оказалось, что самым «человечным» было слово «какашка» (poop).

Ученые отметили, что придуманная ими проверка на самом деле не претендует на роль настоящего теста Тьюринга, который сможет отличить сверхразвитый искусственный интеллект от человека: в основном из-за отсутствия взаимосвязи между двумя исследованиями. Его основная цель, скорее, — послужить психологическим экспериментом, результаты которого наглядно покажет различия и сходства человеческого мышления.

Вариантом теста Тьюринга (а точнее — обратным тестом Тьюринга) считается капча. Этой зимой разработчики придумали так называемую «обратную капчу», которая может пропустить посетителя на сайт только в том случае, если он робот.

Растению с роборукой дали помахать мачете