Двухлетние дети позаботились о своей репутации

Дети уже к двум годам понимают, что окружающие могут положительно или отрицательно оценивать их поведение, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Developmental Psychology. Как и более взрослые дети, они ведут себя лучше, когда на них смотрят, и шалят, пока никто не видит.

Человек склонен переживать и беспокоиться о том, что о нем подумают другие люди. Страх выступления перед публикой по популярности обгоняет многие страхи, включая страх смерти. Неоднократно психологи показывали, что люди склонны вести себя лучше, например быть более щедрыми, если на них смотрят другие. Последние исследования говорят о том, что уже 4-5 летние дети оценивают, как их поведение будет выглядеть для окружающих. Однако психологи предположили, что реакция на присутствие других людей может наблюдаться гораздо раньше.

Чтобы проверить свою гипотезу, Сара Валенсия Ботто (Sara Valencia Botto) и Филипп Роша (Philippe Rochat) из Университета Эмори в США провели серию экспериментов с использованием робота, в которых поучаствовали 144 ребенка в возрасте от 12 до 24 месяцев. В первом эксперименте исследователи демонстрировали испытуемым, как включать игрушку с помощью кнопки на пульте управления, а затем наблюдали за ними либо с нейтральным выражением лица, либо отворачивались и притворялись, что читают журнал. Когда психологи следили за детьми, те проявляли больше сдержанности и реже нажимали кнопку на контроллере.

Во втором эксперименте условия были немного изменены — теперь был добавлен позитивный и негативный отклик. Кроме того, на этот раз исследователь использовал два пульта управления во время демонстрации. Когда он нажимал кнопку на первом, то улыбался и произносил «Вау, разве это не здорово?», а когда нажимал кнопку на втором, то говорил «Ой-ой! Упс, о нет!». Затем он позволял ребенку поиграть с пультом. Как и в прошлый раз, ученый либо следил за испытуемым, либо отворачивался и делал вид, что занят. Выяснилось, что дети намного чаще нажимают «хороший» пульт, когда на них смотрят, и «плохой» пульт, когда за ними никто не наблюдает. Такое поведение напоминает поведение более взрослых детей.

Следом шло контрольное испытание. Его условия были такими же, как в прошлом эксперименте, за исключением того, что исследователь не демонстрировал никаких эмоций и при использовании любого пульта говорил «Ух ты!». В этом случае дети не показывали никаких предпочтений в зависимости от того, наблюдают за ними или нет.

В последнем эксперименте в одной комнате находились сразу два исследователя, которые сидели бок о бок за одним пультом. В то время как один психолог нажимал кнопку, улыбался и говорил «Ура! Игрушка сдвинулась!», другой при нажатии кнопки хмурился и говорил «Фу! Игрушка сдвинулась!». Затем исследователи откладывали пульт и один из них наблюдал за ребенком, а другой поворачивался к нему спиной. В ходе этого испытания выяснилось, что дети были намного более склонны нажимать кнопку, когда «рассерженный» экспериментатор отворачивался.

По мнению Боты и Роша, работа демонстрирует, что маленькие дети обращают гораздо больше внимания на реакцию окружающих, чем считалось раньше. «Это важная веха в нашем понимании социального сознания и развития человека. Дальнейшие исследования помогут определить, чувствительны ли к суждениям других дети более младшего возраста, которым еще не исполнилось 14 месяцев», — заключает Роша.

Психологи все чаще убеждаются, что многие особенности человеческого сознания проявляются еще в раннем возрасте. Например, еще до двух лет ребенок уже распознает лидера в группе, понимает, что он в чем-то не уверен и говорит об этом и осознает, что для достижения успеха необходимо стараться.

Военные патрули не снизили уровень преступности в колумбийском городе Кали