Древние эдиакарские организмы отнесли к животным. И назвали родственниками современных

Ученые впервые смогли определить, к какому биологическому царству следует отнести представителей эдиакарской биоты — первых в истории Земли многоклеточных живых организмов, существовавших в докембрийскую эпоху. Авторы статьи, опубликованной в журнале Palaeontology, исследовали эдиакарский организм Stromatoveris psygmoglena и пришли к выводу, что его следует отнести к царству животных. Не исключено, что этот организм может быть родственником губкам и эуметазоям — «настоящим» многоклеточным животным.

В эдиакарский период (635-542 миллиона лет назад) планету населяли странные мягкотелые организмы с симметричной структурой. Часть из них была похожа на ветви деревьев, перья, стеганые одеяла. Предположительно, все они жили в море и появились после таяния ледников, покрывавших Землю в предыдущем геологическом периоде, криогении. Через несколько миллионов после начала кембрийского периода эдиакарская биота исчезла, ее вытеснили животные, которые стали родоначальниками современных членистоногих, хордовых, моллюсков. Попытки палеонтологов найти среди эдиакарских организмов предков кембрийских пока не увенчались успехом. Исследователи даже не могут отнести представителей эдиакарской биоты к какому-либо царству. По мнению некоторых исследователей, они являлись животными, которые полностью вымерли; другие относят их к водорослям, простейшим, грибам или считают колониями микроорганизмов.

Палеонтологи Дженнифер Катхилл (Jennifer Cuthill) из Кембриджского университета и Цзян Хань (Jian Han) из Северо-восточного университета провинции Сиань исследовали морфологию организма Stromatoveris psygmoglena, который обитал в кембрии, около 518 миллионов лет назад, но при этом еще относился к эдиакарской биоте, к группе петалонамов, напоминавших листья папоротника или морские перья. В китайской провинции Юньнань нашли более 200 окаменелостей псигмоглены, что позволило обстоятельно изучить анатомию организма. Исследователи провели филогенетический анализ окаменелостей и сравнили их с окаменелостями других представителей эдиакарской биоты и ископаемыми кембрийскими животными: губками, гребневиками, хордовыми, водорослями, и современными многощетинковыми червями, стрекающими, кораллами, лишайниками.

Филогенетический анализ позволил отнести петалонамов к царству животных и выделить их в отдельную группу, родственную, с одной стороны, губкам, а с другой — к эуметазоям, более сложным многоклеточным животным, у которых есть пищеварительный тракт: червям и моллюскам. «Эта эволюционная ветвь, петалонамы, может образовать собственный тип, у которого, очевидно, нет живых потомков», — говорит Дженнифер Катхилл.

Ранее палеонтологи нашли водоросли эдиакарского периода, обитавшие более 555 миллионов лет назад. По мнению ученых они относились к древнейшим многоклеточным организмам.

Древнейший муравей-кочевник из балтийского янтаря оказался почти современным