«Хаббл» сфотографировал Марс и Сатурн в противостоянии

Космический телескоп «Хаббл» получил снимки Сатурна и Марса во время противостояний планет в июне-июле этого года, когда условия для их наблюдения были наиболее благоприятными. На Сатурне видны остатки недавно бушевавшего шторма, а на Марсе удалось запечатлеть текущую глобальную пылевую бурю, сообщается на сайте «Хаббла».

Летом 2018 года произошли противостояния Марса и Сатурна. Во время таких событий Солнце, Земля и планета выстраиваются в одну линию, что создает прекрасные условия для наблюдений планет, которые оказываются на минимальном расстоянии от Земли (значение этого расстояния меняется из года в год), и оказываются хорошо освещены Солнцем. Однако стоит учитывать, что момент противостояния и момент, когда планеты, оказываются на наименьшем расстоянии друг от друга, немного различаются, это связано с эллиптичностью орбит планет и тем фактом, что орбиты находятся не в одной плоскости. Такие события позволяют астрономам различать детали поверхности и атмосфер планет, а также следить за их изменениями, сравнивая текущие снимки со старыми, сделанными в ходе предыдущих противостояний.

Шестого июня, за месяц до очередного противостояния Сатурна (которое состоялось 27 июня 2018 года), «Хаббл» провел съемку газового гиганта. В это время Сатурн находился на расстоянии примерно 1,4 миллиарда километров от Земли, что близко к минимальной дистанции между планетами. На снимке хорошо видны кольца Сатурна, освещенные Солнцем, их повышенная яркость объясняется эффектом Зелигера или обратным рассеянием при противостоянии. Кроме того, можно заметить шесть (Диона, Энцелад, Тетис, Янус, Эпиметей и Мимас) из 62 известных спутников планеты, а также облачные широтные пояса и северный полюс газового гиганта, на котором различим знаменитый шестиугольный вихрь, по краям которого заметны остатки яркой бури, бушевавшей не так давно.

Второй целью наблюдений для «Хаббла» стал Марс. Марс и Земля проходят примерно 15,8-летний цикл противостояний — за этот период бывает три или четыре афелийных противостояния, и три последовательных перигелийных противостояния. Перигелийные противостояния называют благоприятными, потому что в этот момент Земля и Марс приближаются друг к другу на минимальное расстояние. 27 июля 2018 года Марс оказался в Великом противостоянии с Землей, а 31 июля приблизится к Земле на минимальное расстояние за последние 15 лет — с 2003 года, когда планета была на минимальном расстоянии от Земли за почти шестьдесят тысяч лет.

18 июля «Хаббл» провел съемку Красной планеты. На полученном снимке многие детали рельефа плохо видны из-за глобальной пылевой бури, все еще бушующей на планете. Тем не менее можно разглядеть белые полярные шапки, плато Меридиана, где работает марсоход Opportunity, кратер Скиапарелли, облака и два спутника Марса — Фобос и Деймос.

Если вы хотите самостоятельно пронаблюдать Марс, то сейчас самое благоприятное для этого время. На вечернем небе планета будет отчетливо видна даже невооруженным глазом, но лучше, конечно, наблюдать за ней с помощью оптических приборов. О том, куда смотреть и какими инструментами пользоваться, вы можете узнать из двух (раз и два) видеоблогов канала Astro Channel.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп «Хаббл» помог изучить структуру остаточного диска у далекой звезды, отыскал близкий аналог древних массивных галактик и увидел самую далекую звезду.

Угольную кислоту впервые нашли в космосе