Наземный телескоп VLT снял Нептун лучше «Хаббла»

С помощью приемника MUSE, установленного на наземном телескопе VLT, и новой системы адаптивной оптики астрономы получили снимки Нептуна и далекого звездного скопления. По качеству полученные изображения превосходят аналогичные снимки, сделанные космическим телескопом «Хаббл». Аналогичные системы устанавливаются и на других наземных телескопах, что позволит в дальнейшем получать изображения астрономических объектов в видимом диапазоне длин волн с четкостью, не уступающей орбитальным обсерваториям, и более полно изучить их свойства и эволюцию, сообщается в пресс-релизе на сайте Европейской Южной обсерватории.

Одна из главных проблем, ограничивающих разрешающую способность наземных телескопов, — атмосферная турбулентность, которая приводит к размытию и ухудшению качества изображений астрономических объектов. Для устранения этой проблемы можно либо вывести наблюдательный инструмент в космос, либо компенсировать искажения при помощи методов адаптивной оптики. Чем больше факторов учитывает подобная система коррекции изображения (зависимость турбулентности от высоты, различный вклад разных слоев атмосферы в искажения), тем больше деталей удается разглядеть на получаемых снимках.

Одна из мощнейших наземных систем для наблюдения за космосом — комплекс оптических телескопов VLT (Very Large Telescope), который находится в Чили и состоит из четырех основных 8,2-метровых телескопов и четырёх дополнительных 1,8-метровых телескопов, работающих в обширной области электромагнитного спектра — от ближнего ультрафиолетового до среднего инфракрасного диапазона. с помощью VLT астрономы могут получать информацию о далеких галактиках, экзопланетах, звездных скоплениях и системах, а также более экзотических объектах — черных дырах, нейтронных звездах и остатках сверхновых. В феврале этого года инженерам удалось объединить световые потоки от всех четырех 8,2-метровых основных телескопов и сделать VLT крупнейшим из существующих сейчас в мире оптических телескопов, с эквивалентной апертурой 16 метров, а недавно приемник SPHERE позволил увидеть поверхность астероида Веста, находящегося в Главном поясе астероидов, причем уровень детализации изображения оказался сопоставим со снимками, сделанными зондом Dawn, который исследовал Весту с близкого расстояния в 2011 и 2012 годах.

Теперь же астрономы сообщают о результатах тестовых наблюдений, проведенных на одном из основных телескопов VLT с использованием многоканального спектрографа MUSE (Multi Unit Spectroscopic Explorer) в режиме малого поля и системы адаптивной оптики AOF (Adaptive Optics Facility), использующей четырехлазерное устройство формирования «искусственных звезд» 4LGSF (Laser Guide Stars Facility). Эти «звезды» представляют собой источники свечения возбужденных лазером атомов натрия, находящегося в мезосфере Земли, и их свет система использует для оценки турбулентности в разных слоях атмосферы (приземный слой, 3, 9 и 14 километров от поверхности Земли), на основании чего подбирает необходимый алгоритм коррекции формы гибкого вторичного зеркала телескопа, чтобы достичь его максимально возможного разрешения для наблюдаемой области неба в 7,5 угловых секунд.

В результате наблюдений удалось получить изображения Нептуна и далекого шарового звездного скопления NGC 6388, которые по качеству превосходят аналогичные снимки, сделанные космическим телескопом «Хаббл». Подобной системой уже оснащен приемник HAWK-I, работающий на другом основном телескопе VLT, в дальнейшем метод «лазерной томографии» будет реализован не только на новых приемниках VLT, но и для строящегося сейчас 39-метрового телескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope), который, после своего создания станет крупнейшим в мире телескопом, работающим в оптической и ближней инфракрасной области спектра.

Ранее мы рассказывали о том, как гигантский антициклон на Нептуне перед смертью пошел не в ту сторону, как «Хаббл» увидел самую далекую звезду и каким образом астрономы при помощи телескопа VLT смогли впервые получить прямой снимок зарождающейся планеты.

Астрономы однозначно обнаружили гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера