Северные сумчатые куницы лишились страха перед хищниками за 13 поколений

Выросшие вдали от хищников млекопитающие могут потерять страх перед ними уже в течение нескольких поколений. Австралийские ученые показали, что северные сумчатые куницы, родившиеся и выросшие вдали от своего привычного места обитания, перестают опасаться охотящихся на них динго уже через 13 поколений. Статья опубликована в журнале Biology Letters.

Для сохранения популяций вымирающих животных особей забирают из их привычной среды обитания и помещают в другую со схожей экосистемой. Чтобы обеспечить безопасность, животных стараются переместить в области, где хищников немного. Это, хотя и помогает спасти животных от вымирания, может негативно сказаться на их  поведении. Например, особь, выросшая в свободной от хищников местности, может утратить необходимые для спасения от них инстинкты (например, определение опасности по запаху) и не сможет выжить в другой, привычной для своего вида зоне обитания.

Считается, однако, что процесс утраты инстинктов идет достаточно медленно, но эмпирических данных для проверки этой гипотезы на сегодняшний день мало. Группе ученых под руководством Бена Филиппса (Ben Phillips) из Мельбурнского университета удалось проследить процесс потери страха перед хищниками на примере северных сумчатых куниц (Dasyurus hallucatus). Это небольшие (самые крупные особи не тяжелее килограмма) представители семейства хищных сумчатых. Эти зверьки обитают на севере Австралии; в 2003 году из-за увеличения популяции ядовитых жаб ага (Rhinella marinus) на территории их привычного ареала обитания куницы оказались под угрозой вымирания. Несколько особей было решено перевезти на острова к северу от Австралии, свободные от ядовитых жаб и наиболее опасных для куниц хищников: бездомных кошек и динго. Биологи предположили, что разведенными на островах куницами затем можно будет восполнить популяцию на материке, в особенности — в национальном парке Какаду. Обратно их перевезли в 2016 году, но островные куницы не смогли приспособиться к новым условиям: большая часть погибла от нападений динго.

Чтобы проверить, как на способность к самосохранению куниц повлияло разведение вне привычной зоны обитания, ученые провели эксперимент, в котором приняли участие три группы куниц: выросшие на материке, выросшие на островах, а также родившиеся в неволе потомки обеих групп. Каждой особи представили три коробки с кормом, достать который можно только просунув морду в отверстие, покрытое шерстью динго или бездомной кошки. Исследователи измеряли как время, которое куницы проводили рядом с коробкой, так и количество корма, которое им удалось съесть.

Ученым удалось заметить, что материковые куницы гораздо дольше исследовали коробки, отверстия в которых были покрыты шерстью хищников, а также съедали меньше корма оттуда, чем их островные сородичи: причем это касалось как пойманных животных, так и тех, кто вырос в неволе.

Северные сумчатые куницы проживали совместно с динго в течение более трех тысяч лет: как показали эксперименты ученых, им эффективно удается спасаться от хищников, избегая областей их появления. Это, однако, не касается выросших вдали от хищников куниц: хватило всего 13 поколений для того, чтобы у животных пропали защищающие их от хищников инстинкты. Ученым, поддерживающим популяцию вымирающих животных, поэтому, стоит внимательно следить за условиями их разведения.

Совместное проживание с хищниками по-разному влияет на животных. Зимой прошлого года зоологи описали вид геккона с необычайно крупными чешуйками, которые он умеет сбрасывать «от страха».

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Ген голого землекопа продлил жизнь мышей и защитил их от рака

Он повышает синтез высокомолекулярной гиалуроновой кислоты