Галактики оказались склонны «раздуваться» с возрастом

С возрастом галактики становятся более сферическими, говорится в исследовании, опубликованном в Nature Astronomy. Ученым впервые удалось показать связь между возрастом и формой для галактик разного возраста.

Изучая звезды, астрономы могут узнать о том, как эволюционируют галактики. Например, средний возраст светил позволяет понять, когда начала формироваться система, а движения звезд свидетельствуют о прошлых столкновениях с другими галактиками. Благодаря данным новых спектроскопических обзоров, астрономы могут исследовать галактики разных эпох и находить новые закономерности.

Группа под руководством Джесси ван де Санде (Jesse van de Sande) из Сиднейского института астрономии использовали снимки, полученные в ходе обзора SAMI Galaxy Survey, чтобы изучить 843 галактики. Исследователи оценивали эллиптичность галактик (то есть то, насколько она «круглая» или приплюснутая), анализируя движения звезд в них. В таких галактиках, как Млечный путь, звезды обычно движутся упорядоченно, подобно автомобилям на гоночной трассе, в то время как в более сферических галактиках с низким значением эллиптичности звезды движутся более хаотично, как рой пчел. Кроме того, астрономы собрали данные о среднем возрасте объектов, опираясь на характеристики излучения светил.

Выяснилось, что молодые галактики более эллиптичны, и звезды в них движутся по более упорядоченным орбитам. Когда галактики становятся старше, траектории звезд в них меняются, из-за чего они принимают более «округлую» форму. Ранее подобная зависимость была обнаружена лишь для «экстремальных» случаев — самых молодых и самых древних галактик, родившихся, когда Вселенной было 3 миллиарда лет — однако теперь ученые показали ее и для объектов промежуточных эпох. При этом не ясно, действительно ли галактики рождаются плоскими и со временем «раздуваются», или выявленная зависимость имеет иную природу.

Недавно ученые оценили с какой скоростью растет Млечный Путь — теоретические расчеты показывают, что она равна 500 метрам в секунду. Однако это связано не с изменениями движений звезд, а с рождением новых светил на окраинах.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел планетарную туманность Кольцо