На глубине трех тысяч метров нашли «ясли» глубоководных осьминогов

Американские биологи нашли на глубине 3 тысячи метров в Тихом океане «детский сад» глубоководных осьминогов. Ученые насчитали там более 600 самок осьминогов рода Muusoctopus, которые были собраны в «кластеры» на небольшой территории, причем часть из них охраняла кладки яиц. Исследователей удивило, что осьминоги находились в воде из термальных источников, слишком теплой для глубоководных животных, сообщается в журнале Deep Sea Research.

Отряд осьминогов насчитывает около 300 видов, обитающих как в придонных водах, так и в толще воды. Часть из них обитает на значительной глубине (свыше двух тысяч метров). Самки осьминогов после спаривания откладывают яйца (их численность может достигать нескольких тысяч) и прикрепляют их к скале или ко дну. Затем они ухаживают за ними до вылупления потомства (промывают потоками воды для лучшей вентиляции, убирают с нее грязь и защищают от поедания). В это время самки осьминогов ничего не едят и часто умирают после появления детенышей. Время инкубации яиц отличается у разных видов. У глубоководных осьминогов из-за низкой температуры воды оно увеличивается. Рекордсменом по продолжительности «созревания» кладки является глубоководный вид Graneledone boreopacifica: у него период инкубации продолжается 53 месяца (4 года и 5 месяцев). Но в целом жизнь глубоководных осьминогов изучена плохо.

Американские геологи и биологи под руководством Энн Хартвелл (Anne Hartwell) из университета Акрона случайно обнаружили, как заботятся о потомстве глубоководные осьминоги из рода Muusoctopus. Ученые исследовали геологическое обнажение Дорадо, которое находится на глубине около 3 тысяч метров в 200 километрах от побережья Коста-Рики. Чтобы изучить активность гидротермальных источников, выходящих на океанское дно, они анализировали более 200 часов видео, снятых в 2013-2014 годах в Тихом океане и неожиданно обнаружили на дне «ясли» осьминогов. В одном месте, в водах гидротермального источника и рядом с ними на видео были видны скопления осьминогов Muusoctopus неизвестного вида. Некоторые из них плавали, часть просто сидела на дне, а часть охраняла кладки яиц. Всего, за время наблюдения ученые насчитали 606 осьминогов. В крупнейшем скоплении было 102 животных, которые расположились на площади 19 квадратных метров.

По словам авторов статьи, открытие стало для них неожиданным. Осьминоги выдерживают изменение температуры в небольшом диапазоне, а как было известно из более раннего исследования, температура воды термальных источников Дорады колебалась от 2,5 до 12 градусов Цельсия. Содержание кислорода в такой воде падало вдвое по сравнению с океанской водой. Для глубоководных осьминогов пребывание в теплой воде губительно тем, что у них ускоряется обмен веществ, и им нужно больше кислорода, чем может обеспечить теплая вода. По мнению исследователей, в термальной воде у животных может развиться серьезный (и, возможно, летальный) физиологический стресс.

Ученые предположили, что не все осьминоги, рискуя жизнью, выращивают потомство в термальных источниках. Бóльшая часть самок Muusoctopus нашла для кладки безопасное место в расщелине скалы, куда не попадает теплая вода. Учитывая то, что поток теплой воды может появиться за несколько дней буквально из ниоткуда, такое предположение кажется вполне вероятным. Самки, которые прикрепили кладку к скале уже не могут ее снять, и, по-видимому, предпочитают не бросать ее и оставаться на месте, несмотря на экстремальные для себя условия.

Недавно морские биологи выяснили, что другие глубоководные животные тоже используют гидротермальные источники как инкубатор, правда с меньшим для себя риском. Исследователи обнаружили, что белые скаты, обитающие на глубине до 2900 метров, откладывают яйцевые капсулы вблизи глубоководных «черных курильщиков».

Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил