Современные люди начали посещать Аравию 85 тысяч лет назад

В Саудовской Аравии нашли останки человека современного типа возрастом 95-86 тысяч лет, сообщается в Nature Ecology&Evolution. Находка показывает, что современные люди уходили из Африки несколько раз, задолго до того, как основная волна переселенцев покинула континент и расселилась по планете 70-60 тысяч лет назад. Также возможно, что люди постоянно переходили в Аравию, или даже жили там во время дождливого периода.

Согласно существующей гипотезе, люди современного типа покидали Африку дважды. Первая волна переселенцев двигалась по так называемому северному пути — через Левант (территории современного Израиля и Сирии). Останки, которые датировали периодом 194-177 тысяч лет назад, были недавно найдены в израильской пещере Мислия. В Израиле были обнаружены и более поздние останки сапиенсов, живших 130-90 тысяч лет назад. Вероятно, первые мигранты погибли, поскольку генетические данные показывают (1, 2), что современные люди, расселившиеся по планете, были потомками второй волны мигрантов, которые вышли из Африки 70-60 тысяч лет назад. Возможно, в этот раз сапиенсы двигались по южному пути — из Восточной Африки переправились в Аравию (уровень моря в то время был на 70 метров ниже), а потом шли вдоль азиатского побережья.

Однако со временем второй волны миграции не согласуются недавние находки в Южной Азии и Китае. В Лаосе были найдены останки сапиенсов, которые были датированы широким диапазоном 70-46 тысяч лет, на острове Суматра и в Китае — кости, принадлежавшие людям, жившим 68 и 80 тысяч лет назад, соответственно. Впрочем, останки были датированы не прямо, а по стратиграфическому слою, и у некоторых исследователей (1, 2) остаются вопросы к датировке и таксономии останков.

В новой статье археологи из восьми стран показывают, что современные люди покидали Африку еще 85 тысяч лет назад. Ученые под руководством Майкла Петральи из Института изучения истории человека Общества Макса Планка представили результаты анализа фаланги пальца, найденной в местечке Аль Вуста, которое находится в пустыне Нефуд на севере Саудовской Аравии. Сначала исследователи провели морфологический анализ и убедились, что кость принадлежала человеку современного типа. Затем ее датировали тремя разными способами (уран-ториевым, термолюминесцентным и методом электронного парамагнитного резонанса) и получили диапазон 95-86 тысяч лет назад.

Исследователи отмечают, что возраст останков совпадает с дождливым периодом, во время которого в Аль Вусте образовалось не пересыхающее круглый год озеро. Помимо подтверждающих это отложений, ученые нашли остатки диатомовых водорослей, раковины моллюсков и останки гипопотаммов. Здесь же были найдены останки травоядных животных, которые, по-видимому, питались росшей вокруг озера травой.

Новая находка позволяет пересмотреть гипотезу маршрутов и времени выхода современных людей из Африки. Авторы статьи предполагают, что сапиенсы после 177 тысяч лет назад постоянно переходили в Левант и Аравию (израильские пещеры, где находили останки древних людей, находятся всего в 650 километрах от Аль Вусты). Также возможно, что во время дождливого периода люди постоянно жили вне Африки.

В прошлом году антропологи обнаружили в Марокко, в Северной Африке древнейшие из известных нам останков сапиенсов, чей возраст составил около 315 тысяч лет.

Часть элиты Умм-эль-Марры родилась за пределами города