Имплантация пигментного слоя сетчатки не дала пациентам ослепнуть

Американские исследователи успешно имплантировали четырем пациентам пигментный эпителий сетчатки, полученный из стволовых клеток, в качестве терапии возрастной макулярной дистрофии (макулярная дегенерация). Как сообщается в статье в Science Translational Medicine, у всех четырех прекратилось ухудшение зрения, обусловленное болезнью. Эти данные представляют результат начальной фазы первого клинического испытания такого способа лечения на людях.

Возрастная макулярная дистрофия сетчатки поражает 10-20 процентов людей в возрасте старше 65 лет и является распространенной причиной ухудшения зрения в пожилом возрасте. Наиболее частая, «сухая» форма заболевания, заключается в разрушении пигментного эпителия в области желтого пятна (макулы) — области сетчатки, ответственной за максимальную остроту зрения. По мере исчезновения пигментного слоя, расположенные в этой области фоторецепторы отмирают. В результате зрение в центральной части визуального поля становится «размытым», и человек начинает испытывать трудности с распознаванием лиц, чтением и выполнением своих обычных дел. Прогрессирующая макулярная дистрофия со временем может привести к слепоте.

Предварительные исследования на животных показали, что остановить прогрессирующую дегенерацию сетчатки и даже частично восстановить зрение можно при помощи пересадки пигментного слоя. Теперь же ученые из университета Южной Калифорнии (США) представили результаты первого эксперимента по имплантации пигментного слоя людям.

Составной имплантат, использованный в клинических испытаниях, представлял собой слой клеток пигментного эпителия, полученных из эмбриональных стволовых клеток человека. Клетки сидели на специальной полимерной подложке, имитирующей базальный слой, отделяющий сетчатку от сосудистой оболочки. Имплантат получил кодовое название CPCB-RPE1 (California Project to Cure Blindness—Retinal Pigment Epithelium 1).

В начальной фазе испытаний приняли участие пять пациентов, четырем из которых была проведена операция по имплантации CPCB-RPE1. После внедрения имплантата в сетчатку глаза их наблюдали в течение периода от четырех месяцев до года. У всех четверых имплантат хорошо прижился, томография глазного дна показала восстановление пигментного эпителия и успешную интеграцию фоторецепторов. У трех пациентов зрение перестало ухудшаться, а у одного даже улучшилось. У двух пациентов улучшилась способность фиксироваться на объектах. В то же время, зрение пациента, которому не делали операцию, за время эксперимента ухудшилось.

Таким образом, несмотря на маленькую выборку, исследователи сделали вывод, что имплантация пигментного слоя — достаточно безопасная и эффективная процедура, и клинические испытания можно продолжать на большем числе пациентов. Ранее макулярную дистрофию также пытались лечить простой инъекцией пигментных клеток в сетчатку, однако эта процедура приводила к развитию избыточно пигментированного слоя и побочным эффектам.

Мы также рассказывали, что ученым удалось

из человеческих стволовых клеток новые хрусталики, которые вылечили 12 младенцев от врожденной катаракты.

Куркумин и омепразол одинаково облегчили симптомы диспепсии