Собаки помогли студентам снизить стресс и улучшить настроение

Канадские ученые выяснили, что полтора часа группового общения с собаками снижают стресс у студентов и повышают их бодрость и настроение. Это показали с помощью небольшого исследования с использованием пет-терапии. Статья опубликована в журнале Stress and Health.

Стресс в студенческие годы связан со множеством различных факторов. Кому-то приходится справляться с самостоятельной жизнью вдали от родителей, кто-то не справляется с нагрузкой, а кто-то подвержен частой тревожности: например, экзаменационной или даже математической. С целью снизить уровень стресса учащихся некоторые университеты заводят терапевтических животных, чаще всего это кошки и собаки.

Несмотря на то, что число университетов, практикующих пет-терапию, растет (в прошлом году, например, собак для общения со студентами держали около 50 университетов и колледжей США), до сих пор систематических исследований пользы от общения с животными для снятия стресса при обучении не проводилось. Именно поэтому группа ученых из Университета Британской Колумбии под руководством Фрэнсис Чен (Frances S. Chen) провели два эксперимента с целью изучить, как общение с терапевтическими собаками способствует снятию стресса и повышению настроения.

Для этого ученые разделили 246 студентов на две группы: 122 в экспериментальной группе и 124 в контрольной. В начале эксперимента участники заполнили анкету об их эмоциональном самочувствии: например, ответили на вопрос о том, как часто они испытывают стресс, насколько они счастливы, довольны жизнью и полны энергии. Через две недели участники из экспериментальной группы заполнили короткую версию опросника, а сразу же после провели полтора часа с терапевтическими собаками — и затем еще раз ответили на несколько коротких вопросов. Через десять часов они заполнили полный опрос — как в начале исследования — и тогда же опрос во второй раз прошли участники из контрольной группы. Через неделю участники из контрольной группы также пообщались с терапевтическими собаками и заполнили короткие опросы до и после сессии.

Результаты опросов показали, что общение с терапевтическими собаками дает немедленный эффект: полтора часа игр с животными снизили уровень стресса, а также повысили настроение и бодрость участников на 20 процентов. Положительное влияние использования терапевтических собак также зависело от времени: в экспериментальной группе эффект был выше.

Несмотря на то, что лучших результатов в снижении стресса и улучшении настроения удалось добиться через несколько часов после общения с животными, терапии удалось показать немедленный эффект. В будущих исследованиях, однако, следует учесть ограничения этой работы, как то: сравнительно небольшая выборка, отсутствие явных триггеров стресса (например, экзаменов) и ненадежность измерений. Лучший показатель повышенного стресса в сравнении с субъективной оценкой самого участника — это, например, измерение уровня кортизола, а к опросу на эмоциональное состояние можно добавить небольшой тест-имитацию экзамена. Тем не менее, если рассматривать это исследование как пилотное, на эффективность использования общения с домашними животными для снижения стресса можно положиться.

Близкое общение с собаками также помогает избежать риска ранней смерти: недавно ученые обнаружили, что владельцы собак гораздо реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний.

Австралийцы дегуманизировали велосипедистов в защитной экипировке