Бак разгонного блока «Фрегат» взорвался в космосе

Сбрасываемый бак разгонного блока «Фрегат», который использовался при выведении на орбиту телекоммуникационного спутника «Ангосат-1» в конце декабря 2017 года, взорвался в космосе, образовав более 25 обломков, сообщают аналитики 18-й эскадрильи контроля космического пространства ВВС США.

Разгонный блок «Фрегат-СБ» и спутник «Ангосат-1» были запущены с космодрома Байконур вечером 27 декабря 2017 года с помощью ракеты «Зенит-2SLБ». После того, как ступени ракеты-носителя успешно отработали, разгонный блок вывел спутник «Ангосат-1» на опорную орбиту. Затем космический аппарат отделился от разгонного блока, но через некоторое время связь с ним пропала.

Универсальные разгонные блоки «Фрегат» строят в НПО «Лавочкина», модификация «СБ» в отличие от базовой имеет тороидальный сбрасываемый бак, благодаря чему запас топлива и окислителя (несимметричного диметилгидразина и тетраоксида азота) на борту может быть увеличен почти в два раза — с 5,2 тонны до 10,1.

В соответствии с данными систем контроля космического пространства ВВС США, после запуска «Зенита» 27 декабря на орбите оказались восемь объектов: сам «Ангосат», последняя ступень «Зенита», «Фрегат», его сбрасываемый бак, и еще четыре небольших фрагмента, вероятнее всего элементы ракеты-носителя. Сбрасываемый бак оказался на высокоэллиптической орбите с апогеем 4 тысячи километров и перигеем 272 километра.

По сообщению 18-й эскадрильи, 12 февраля в интервале 09:55 — 09:59 по Гринвичу сбрасываемый бак разрушился, в результате чего образовалось не менее 25 обломков. Аналитики собирают данные, чтобы каталогизировать фрагменты и рассчитать орбиты каждого из них. Для операторов спутников было выпущено предупреждение о возможной угрозе столкновения космических аппаратов с этими обломками.

Взрывы уже отработавших разгонных блоков и последних ступеней ракет происходят из-за нагрева остатков топлива в баках. Хотя при завершении работы в них должны открываться специальные клапаны для сброса давления, они срабатывают не всегда. Так, в октябре 2012 году российский разгонный блок «Бриз-М», который использовался при запуске спутников «Экспресс-МД2» и «Телком-2», взорвался на орбите, распавшись примерно на 70 фрагментов.

NASA заморозило проект астероидных зондов «Янус»