Вороны-свистуны из больших стай оказались сообразительнее сородичей из малых групп

Когнитивные способности социальных животных возрастают с количеством особей в группе — чем больше коллектив, тем в среднем умнее его члены, показали исследователи на примере австралийских ворон-свистунов. Кроме того, судя по репродуктивному успеху птиц из больших коллективов, для них характерна повышенная приспособленность, делают вывод исследователи в статье в Nature.

Эволюция когнитивных способностей у животных часто объясняется «гипотезой социального интеллекта», которая гласит, что способности к решению новых задач возрастают у тех видов, которые живут в группе и вынуждены устанавливать множество социальных связей. Противостоит ей «гипотеза экологического интеллекта», подразумевающая, что в развитие когнитивных способностей основной вклад вносит среда, например, необходимость добывать пищу и строить гнезда. В доказательство первой гипотезы есть данные, утверждающие, например, что что социальные хищники, — львы и гиены, сообразительней хищных «интровертов», таких как тигры и леопарды. Кроме того, известно, что жизнь в социуме привела в процессе эволюции к увеличению мозга некоторых групп животных, например, китообразных.

Сотрудники Центра эволюционной биологии Университета Западной Австралии оценили когнитивные способности социальных птиц — австралийских ворон-свистунов (Cracticus tibicen dorsalis), и установили прямую зависимость между размером стайки особей и «общим интеллектом» члена группы. Несмотря на название и внешний вид, вороны-свистуны относятся не к семейству врановых, а к семейству лесных ласточек (Artamidae), тем не менее, они довольно сообразительны и обладают замечательными звукоподражательными способностями.

В эксперименте ученые наблюдали за тем, как птицы в условиях дикой природы решают задачи, смоделированные для оценки четырех когнитивных качеств — ингибиторного контроля, то есть способности подавлять автоматические импульсы и действовать рационально, ассоциативного обучения, обратного обучения и пространственной памяти. Наблюдения велись за 56 взрослыми особями, которые входили в состав 14 естественно сформированных стаек, с количеством членов от трех до 12.

Для оценки ассоциативного обучения птиц исследователи сделали «снаряд» в виде деревянной дощечки с углублениями, две из которых были накрыты крышечками двух цветов. Под крышку одного цвета клали угощение — кусочек моцареллы. Сразу после того, как птицы запоминали, под какой крышкой лежит сыр, цвет «правильной» крышки меняли, и начинался тест на обратное обучение. Для оценки пространственной памяти птицам предлагали дощечку с большим количеством углублений и крышек. Ингибиторный контроль оценивали в тесте с прозрачным цилиндром без боковых стенок, по центру которого лежало угощение. Исследователи смотрели, догадается ли птица достать сыр из цилиндра сбоку, вместо того чтобы клевать прозрачную стенку.

По итогам тестирования оказалось, что с увеличением размера группы «общий интеллект», то есть статистически усредненный результат решения задач, возрастает. Несмотря на то, что индивидуальный разброс между особями был довольно большой, то есть в маленьких группах попадались «гении», и наоборот, в среднем члены больших стаек оказались сообразительнее.

Авторы также оценили репродуктивный успех самок свистунов по трем параметрам — количество яиц в кладке, количество оперившихся птенцов и количество достигших самостоятельности птенцов. Оказалось, что с интеллектом у птиц растет и приспособленность.

Как обычно, между «общим интеллектом» и размером стаи нельзя установить строгую причинно-следственную связь. Возможно, у птиц способности развиваются в ходе взаимодействия с большим числом соседей — в пользу этого говорит тот факт, что у совсем молодых птиц зависимости между размером группы и когнитивными способностями не наблюдалось. Возможно, также, что менее сообразительные птицы не приживаются в коллективе, поэтому проводят время с меньшим числом «друзей».

Однако, большая компания — это не всегда хорошо. Мы рассказывали, к примеру, что общительные сурки живут меньше, чем их «нелюдимые» собратья.

Мыши с ГМ-клетками послушали группу Queen и выработали инсулин