На севере Гватемалы нашли 60 тысяч построек майя

Археологи обнаружили в Гватемале более 60 тысяч построек майя, сообщает National Geographic. Исследуя территорию Биосферного заповедника майя с помощью лидара, ученые увидели здания и дворцы, сеть дорог, фортификационные сооружения и религиозные постройки.

Биосферный заповедник майя расположен на севере Гватемалы и занимает территорию более 21 тысячи квадратных километров. Здесь были найдены несколько городов майя, и самый знаменитый из них — Тикаль. Он был основан примерно в IV веке до нашей эры и стал политическим и религиозным центром в I-II веках нашей эры. По оценкам ученых, в период процветания здесь жили около 90 тысяч человек. Археологи обнаружили в Тикале королевские дворцы и правительственные здания, религиозные комплексы, резервуары для воды и дороги, соединяющие разные части города.

Сейчас несколько некоммерческих организаций Гватемалы, в том числе Институт археологии и истории и фонд Pacunam, участвуют в проекте по изучению и сохранению памятников майя. В рамках проекта исследователи просканировали с помощью лидаров часть территории Биосферного заповедника майя общей площадью более 2,1 тысячи квадратных километров. На ней было обнаружено свыше 60 тысяч построек.

Среди самых значительных находок исследователи называют пирамиду, практически полностью покрытую растительностью и сеть дорог, соединяющих поселения и каменоломни. Они были построены на насыпях, чтобы по ним можно было пройти и во время сезона дождей. Также были найдены многочисленные оборонительные сооружения — крепости, стены и рвы, ирригационные системы и террасы для сельскохозяйственных культур.

Новые находки заставили ученых пересмотреть оценки численности майя. «Если раньше большинство оценивало численность майя в пять миллионов человек, то имея на руках новые данные можно говорить о 10-15 миллионах человек. Многие из них жили в низинах, на заболоченных территориях, которые мы бы посчитали необитаемыми», — говорит археолог Франсиско Эстрада-Бейи (Francisco Estrada-Belli) из Тулейнского университета Луизианы.

Ученые закончили первый этап проекта. В дальнейшем с помощью лидаров планируется исследовать и составить карту поселений майя на территории 14 тысяч квадратных километров.

Во время поисков затерянных городов майя иногда случаются курьезы. В 2016 году канадские СМИ писали о школьнике, который сопоставил созвездия, известные индейцам, и карту их населенных пунктов и обнаружил в джунглях структуру, напоминающую затерянный город. Однако через несколько дней ученые опровергли его «открытие», рассказав, что скорее всего, школьник нашел заброшенное конопляное поле.

Археологи впервые обнаружили сухопутный участок пути «из варяг в греки»