Генетики доказали родство двух египетских мумий. Они оказались братьями по матери

Исследователи из Манчестерского университета доказали родство двух людей, живших в Египте около 3,8 тысяч лет назад. Как рассказывается в Journal of Archaeological Science: Reports, генетикам удалось проанализировать ДНК мумий и установить, что умершие были братьями по матери, а отцы у них были разные.

В 1907 году британские археологи, занимавшиеся раскопками в районе поселения Рифех (центральный Египет), обнаружили нетронутое захоронение двух мужчин. Судя по погребальным дарам и надписям на саркофагах, усопшие Нахт-анх и Хнум-нахт принадлежали к элите египетского общества. Оба умерших, по-видимому, были сыновьями местного наместника, Хнум-нахт вдобавок был жрецом. В надписях также упоминалось имя женщины, Хнум-Аа, которую называли хозяйкой дома и матерью обоих усопших. Имени отца в погребальных записях исследователи не нашли. Интересно, что Нахт-анх был на 20 лет старше брата, но умер на полгода позднее, чем Хнум-нахт, в возрасте около 60 лет.

В 1908 году мумии перевезли в Манчестерский музей и периодически их исследовали. Сначала ученые проанализировали морфологию черепов мумий, и пришли к выводу, что покойные не были родственниками. Один из них был негроидного происхождения, другой — нет. В 1970-х годах ученые провели новое исследование и установили, что у «братьев» была разная пигментация кожи.

Авторы нового исследования под руководством Теренса Брауна (Terence Brown) выделили ДНК из зубов мумий и проанализировали митохондриальную ДНК, которая наследуется по материнской линии, и Y-хромосому, доставшуюся Нахт-анху и Хнум-нахту от отца.

Оказалось, что оба умерших относились к митохондриальной гаплогруппе M1a1. Это указывает, что они были родственниками по материнской линии. Возможно, они были дядей и племянником или двоюродными братьями. Но, основываясь на надписях на саркофагах, ученые все-таки заключили, что усопшие были братьями по матери.

С Y-хромосомой дело оказалось сложнее. Авторы статьи нашли в хромосомах обоих мумий только одну одинаковую единичную мутацию из пяти найденных и пришли к выводу, что у Нахт-анха и Хнум-нахта были разные отцы. Мутации — однонуклеотидные полиморфизмы — накапливаются в ДНК с течением поколений. В том числе их используют как маркеры для определения родства и расхождения между организмами.

Недавно российские ученые проанализировали мумию знатной египтянки из коллекции Эрмитажа и выяснили, что это был жрец-кастрат.

Археологи впервые обнаружили сухопутный участок пути «из варяг в греки»