Две подводные пещеры в Мексике оказались одной. Причем крупнейшей в мире

Группа дайверов обнаружила, что две пещеры, Сак-Актун и Дос Охос, соединены между собой. Вместе они образуют крупнейшую в мире подводную пещеру, протяженность затопленных тоннелей составляет около 347 километров, сообщает Mexico News Daily.

Открытие было сделано исследователями из Национального института антропологии, которые работали над проектом Great Mayan Aquifer (GAM). В его рамках археологи, биологи, подводные фотографы и ныряльщики исследуют и наносят на карту обширную сеть месторождений подземных вод на полуострове Юкатан.

Исследователи обнаружили место соединения двух пещер 10 января, спустя 10 месяцев интенсивной работы. Сак-Актун, название которой переводится с юкатекского языка как «Белая пещера», имеет протяженность около 263 километров, в то время как ее соседка Дос Охос (с испанского — «Два глаза») в длину достигает 84 километров. Согласно принятым в спелеологии нормам, новая система будет названа в честь большей пещеры, в то время как название меньшей исчезнет (ранее самой протяженной подводной пещерой считалась расположенная к югу от Тулума подводная пещера Окс-Бель-Ха, ее длина составляет 270 километров).

Выходы обеих пещер находятся на севере полуострова Юкатан, неподалеку от города Тулум. Средняя глубина системы Сак-Актун составляет порядка 20 метров, при этом глубина самых мелких секций не превышает 2 метров, а самых глубоких — 100 метров.

По мнению участников проекта, Сак-Актун можно назвать самым важным подводным археологическим объектом в мире. Ученые зарегистрировали более сотни артефактов и находок: останки вымершей фауны и древних людей, керамику и могилы Майа, элементы быта племени. Кроме того, в системе есть сухие и частично затопленные пещеры, где удалось найти построенные первыми поселенцами лестницы и стены, а также настенные рисунки.

Теперь ученые планируют найти возможные места соединения пещеры Сак-Актун с тремя другими пещерами, расположенными неподалеку.

Цивилизация майя начала свое формирование еще в 2000 году до нашей эры. До сих пор археологи находят в Центральной Америке многочисленные следы ее существования. Так, в центральноамериканском Белизе исследователи обнаружили гробницу представителя элиты майя — на сегодня это одно из крупнейших захоронений, найденных в стране. Кроме того, в Белизе был найден и нефритовый кулон с вырезанными на нем логограммами. По-видимому, он принадлежал местному правителю, который надевал его во время ритуалов поклонения богу ветра.

«На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества»