Боевое использование лазеров приравняли к военному преступлению

Ассамблея государств — участников Международного уголовного суда приняла поправки к Римскому статуту, согласно которым использование лазеров в бою отныне приравнивается к военному преступлению. Об этом говорится в сообщении министерства иностранных дел Бельгии, добивавшейся принятия таких поправок с 2009 года. Помимо применения лазеров Римский статут в качестве военного преступления теперь признает использование биологического и химического оружия, а также осколочных боеприпасов, осколки которых в теле раненых бойцов невозможно обнаружить с помощью рентгеновского исследования.

Международный уголовный суд был организован в 1998 году и начал работать в 2002-м. Он представляет собой международный судебный орган, в обязанности которого входит уголовное преследование людей, ответственных за геноцид, военные преступления или преступления против человечества. Суд действует на постоянной основе. Поводом для его организации стала необходимость замены временных международных трибуналов, занимавшихся изучением преступлений, совершенных во время различных конфликтов. В настоящее время государствами — участниками Международного уголовного суда являются 123 страны мира, включая Россию, Францию, Нидерланды и Палестину.

Против деятельности Международного уголовного суда сегодня выступают США, Китай, Индия, Израиль и Иран. Власти этих стран полагают, что деятельность суда ограничивает их государственный суверенитет. Кроме того, эти государства считают полномочия международного суда чрезмерно широкими. Международный уголовный суд действует на основании Римского статута — договора, подписанного в 1998 году в Риме и описывающего деяния, которые странами — участниками соглашения считаются военными преступлениями, геноцидом или преступлениями против человечества.

В настоящее время Римский статут описывает около сотни деяний, которые приравниваются к военным преступлениям, причем некоторые действия могут быть признаны таковыми только во время международных военных конфликтов, а другие — во время локальных войн. В частности, к военным преступлениям, совершенным во время международных военных конфликтов, Римский статут относит умышленное убийство, пытки, проведение биологических экспериментов, намеренное причинение страдания, отказ в справедливом суде и взятие заложников. В список также входит нападение на гражданских, изнасилование, использование детей на войне, применение ядов и экспансивных боеприпасов.

В министерстве иностранных дел Бельгии отметили, что химическое и биологическое оружие не имеет избирательного действия и способно убивать или вызывать страдания как у людей, непосредственно участвующих в военном конфликте, так и у мирного населения. Военным же преступлением отныне считается использование лазеров, которое привело к полной и необратимой потере зрения. Четкого определения лазеров, которые нельзя использовать во время вооруженных конфликтов, бельгийское министерство не приводит. Вероятно, лазерные прицелы и лазерные системы наведения вооружения в целом под действие новых положений Римского статута не подпадают.

Сегодня несколько стран мира занимаются исследованиями и ведут разработки в области создания боевого лазерного оружия. Такое оружие планируется использовать для поражения самолетов и вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, артиллерийских снарядов и минометных мин, баллистических ракет на начальном этапе полета, самодельных взрывных устройств и кораблей. Так, в настоящее время ВМС США проводят испытания корабельной лазерной установки LaWS, установленный на десантном корабле «Понсе». Мощность этого оружия составляет 33 киловатта. Оно используется для защиты от беспилотников и ослепления оптических систем наведения противника.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Израильтяне вооружат дроны автоматами и гранатометами