Какаду Гоффина научились вставлять ключи в скважины

Птицы семейства попугаевых умеют определять форму отверстия и вставить в него соответствующий предмет. Это выяснили исследователи из Венского университета, которые проверили, насколько хорошо какаду Гоффина вставляют «ключи» разных форм и размеров в скважины для получения угощения. Работа опубликована в журнале PLOS One.

Способность к пространственному познанию развивается у людей уже в раннем возрасте: например, дети успешно вставляют кубик в квадратную форму (а пирамиду — в треугольную) уже в возрасте 22 месяцев. К этому возрасту дети учатся аллоцентрической ориентации объектов в пространстве, то есть перемещать и направлять предметы в отношении того, что вокруг, а не себя самих (это, напротив, называется эгоцентрической ориентацией). Способность к аллоцентризму при пространственном познании необходима для успешного использования предметов и требует не только умения держать объекты, но и базовых знаний геометрии пространства и форм этих предметов.

До сих пор до конца не изучено наличие подобного умения среди животных, использующих орудия в дикой природе: например, среди обезьян умение вставлять палочки разной текстуры в трубочки соответствующей формы показали только капуцины, а у птиц такая способность не изучалась вовсе.

Особи семейства попугаевых обычно не используют предметы в дикой природе, однако часто играют с ними в неволе. Поэтому авторы новой работы —австрийские ученые под руководством Корнелии Хабл (Cornelia Habl) — проверили умение совмещать форму с контуром у птиц какаду Гоффина (лат. Cacatua goffiniana).

В исследовании приняли участие 13 взрослых какаду (восемь самцов и пять самок): ранее они уже участвовали в исследованиях когнитивных способностей птиц, но умение совмещать предметы с их формой у них не изучалось. Птицам представили специальную коробочку, в середине которой было отверстие (или «скважина») разной формы (например, круглая, квадратная, крестообразная или L-образная), а внутри — угощение. Чтобы достать угощение, участникам необходимо было вставить в «скважину» «ключ» определенной формы: например, кубик или шарик. Птиц тестировали в двух условиях. Во время первого условия участнику позволяли взять только один «ключ» (все остальные убирались): в случае, если ключ был правильно выбран, птице давалось пять минут на то, чтобы его испробовать (в противном случае попытка прерывалась). Во втором условии птицам давали свободно пробовать возможные «ключи» в течение десяти минут.

Ученые проследили за поведением какаду и их успехами в выполнении задания и выяснили, что птицы правильно выполняли задание чаще случайного попадания, причем использование второго набора «ключей» (в него входило пять «ключей», среди которых крестообразный и ключ L-формы) давалось им легче: так, птицы правильно использовали эти объекты в 45 процентах случаев в первом условии и в 85 — во втором.

Кроме того, ученые выяснили, что какаду могут менять ориентацию «ключей» таким образом, чтобы она подошла к соответствующей «скважине» с меньшими усилиями: например, в случае с крестообразным «ключом» какаду переворачивали его ребром, чтобы для получения угощения достаточно было вставить две части креста, а не четыре.

На основании полученных данных ученые делают вывод, что способность к аллоцентрической ориентации объектов в пространстве присуща не только животным с развитой моторикой — птицы могут использовать для этого и клюв. Тем не менее, это умение следует проверить и на других пернатых.

Другой вид семейства попугаевых, кеа, успешно отличает полезные и бесполезные предметы — и на это способны и другие птицы, вороны. Об этом вы можете прочитать в нашей заметке.

Генетическая модификация продлила срок хранения дыни