Психоделики изменили активность мозга при депрессии

Психоделик псилоцибин может облегчить депрессивное состояние и улучшить активность головного мозга. Это выяснила международная команда ученых, которая провела клинические испытания психоделика в качестве лечения тяжелой формы депрессии. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Активным веществом галлюциногенных грибов, таких, например, как гриб псилоцибе (Psilocybe), является псилоцибин — вещество, структурно похожее на эндогенный нейротрансмиттер серотонин и выступающее агонистом (активатором) серотониновых рецепторов. Серотонин, в свою очередь, тесно связан с аффективными состояниями: нарушение функций серотонинергических путей приводит к возникновению различных психический расстройств, самое частое из которых — клиническая депрессия.

Псилоцибин (в качестве дополнения к психотерапии) уже показал свою эффективность в лечении алкогольной и табачной зависимости, обсессивно-компульсивного расстройства, а также тяжелых форм клинической депрессии. Авторы новой работы применили психоделик в процессе лечения пациентов с депрессией с целью проследить за изменениями в активности их головного мозга и систематизировать данные об улучшении психического состояния при приеме препарата.

В ходе эксперимента ученые проверили изменения двух параметров (мозгового кровообращения и активности головного мозга), используя метод фМРТ в состоянии покоя (англ. resting state fMRI). Измерения были проведены до приема психоделика, а также через день после двух приемов (10 и 25 миллиграммов) в течение одной недели. Всего в эксперименте приняли участие 19 пациентов с депрессией, из которых у 16 были получены изображения мозга. До эксперимента, через день и через пять недель после добровольцы также заполнили опросник, выявляющий их психическое состояние.

Проведя анализ активности головного мозга в состоянии покоя, ученые выявили улучшение активности передней поясной коры — фронтальной части поясной коры, которая участвует в процессе формирования эмоций, а также в вентромедиальной части префронтальной коры, отвечающей за эмоциональный контроль. Кроме того, результаты эксперимента указывают на уменьшение активности парагиппокальной извилины: повышенная ее активность связана с проявлением тяжелой депрессии по результатам мета-анализа.

Ученые также обнаружили уменьшение уровня циркуляции крови в миндалевидном теле — билатеральной структуре головного мозга, которая участвует в формировании негативных эмоций, таких как страх и отвращение, и повышенная активность которой также наблюдается при депрессивных состояниях.

Результаты опросника на выявление синдромов депрессивного состояния показали, что через день после приема препарата среднее значение по шкале опросника (от 0 до 27, где максимальный балл соответствует проявлению тяжелой формы депрессии) снизилось на восемь баллов, а результаты сохранились к повторному измерению через пять недель.

Таким образом, ученые показали, что прием психоделиков может иметь благоприятные эффекты при лечении депрессивных состояний. Несмотря на многообещающие результаты, ученые отмечают, что эффективность использования псилоцибина в качестве замены известным антидепрессантам необходимо проверять в клинических условиях и далее.

Исследования с использованием наркотических веществ противоречивы и редко получают одобрения со стороны институтов здравоохранения и этических комитетов: первый в истории официальный научный эксперимент с использованием ЛСД, например, был проведен только в 2016 году — об этом вы можете прочитать здесь.

Виртуальная реальность облегчила взятие крови из вены у детей